Гиподинамия детей

Профилактика гиподинамии у детей школьного возраста

Гиподинамия детей

“Если ручка двери часто движется – она не ржавеет. Так и человек, если он много двигается – он не болеет”. Хуа То

Малоподвижный образ жизни или как его называют – гиподинамия все больше становится актуальной проблемой. Термин “гиподинамия” в переводе с латинского языка означает “малоподвижность”. Под этим понятием подразумевают ограничение двигательной активности, которое возникает в результате малоподвижного образа жизни.

Известно, что движение является обязательным условием нормального функционирования организма. Между тем, по мере развития научно-технического прогресса, повседневная необходимость в движении уменьшается, что связано с развитием транспорта, бытовых машин и т.д. Но биологическая потребность в движении остается.

При его недостатке развиваются такие явления как гиподинамия и гипокинезия, оказывающие негативное влияние на работу практически всех систем организма.

Данная патология страшна не только своим проявлением, но еще и тем, что она не остается безучастной и в отношении детей. Дети также довольно часто становятся “заложниками” данного состояния. Наши дети очень много и долго сидят.

Представьте: в школе 3 часа, а затем еще дома столько же (вероятно, готовя домашнее задание, ну или, конечно, играя в компьютерные игры, как это чаще бывает). Музыкальные, языковые, художественные школы и очень редко спортивные. Низкий уровень занятий физкультурой и спортом.

Среди взрослого населения доля регулярно занимающихся спортом и физической культурой не превышает 8%, среди детей только 5% посещают спортивные секции, в частности, в учебных программах обычного и профессионального образования количество учебных занятий по физической культуре в 3-4 раза меньше научно – обоснованных нормативов, не более 50% нуждающихся занимается в специализированных группах.

Мы сами приучаем наших детей к сидячему образу жизни, который рано или поздно скажется на их здоровье.

К симптомам гиподинамии относятся общее недомогание, вялость, снижение работоспособности, нарушения сна, эмоциональная нестабильность, быстрая утомляемость при небольших нагрузках, учащение сердцебиения, повышение артериального давления.

Если не предпринимать никаких мер, то это в дальнейшем может привести к серьезным нарушениям в виде вегето-сосудистой дистонии, снижения силы и выносливости мышц, нарушениям кровообращения органов и тканей, ожирению. По статистике, в школах 10-16% школьников вообще освобождены от уроков физической культуры.

Дети имеющие нарушения осанки и другие заболевания опорно-двигательного аппарата составляет 20-25 % от количества детей. Из этого следует вывод, что дети ведут не правильный образ жизни не только в школе, но и вне школы.

К чему же все это может привести, если вовремя не забить тревогу и не принять соответствующие меры?

Гиподинамия является одной из причин близорукости. Уже давно замечено, что подростки, плохо развитые физически, часто бывают и близоруки. Иногда, прогрессируя, близорукость приводит к необратимым изменениям и значительной потере зрения.

Порой в этом виноваты сами родители, которые не могут отучить ребенка от компьютерных игр и не приучают своих детей вести здоровый образ жизни. Некоторые из родителей уверены, что увлечение компьютером ограждает от негативного воздействия улицы.

Но таким образом они приучают своих детей к сидячему образу жизни, который рано или поздно скажется на здоровье.

В школьном возрасте гиподинамия обычно связана с нерациональным распорядком дня ребенка, с перегрузкой его учебой. При расспросе таких детей выясняется, что они мало бывают на свежем воздухе, мало двигаются. Много сидят перед компьютером, поздно ложатся спать.

Без работы мышцы слабеют и постепенно атрофируются. Уменьшаются сила и выносливость, появляется вегетососудистая дистония, депрессия и другие расстройства нервной системы, нарушается обмен веществ. Гиподинамия приводит к функциональным изменениям сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Потому что в этом случае не работают мышцы, помогающие движению крови по сосудам. Недостаток притока крови к головному мозгу, плохой отток по сосудам шеи приводят к изменениям внутричерепного давления. Отсюда сильная головная боль, усталость, утомляемость. К перечисленному можно добавить расстройства дыхания и пищеварения.

С течением времени из-за гиподинамии уменьшается костная масса, страдают суставы и позвоночник.

Гиподинамия задерживает формирование организма. Существенно снижает иммунитет, дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение.

Малая подвижность школьников и длительное пребывание в однообразной позе за столом в школе и дома могут вызвать нарушение осанки, сутулость, деформацию позвоночника. Так называемый мускульный голод у детей может привести к более выраженному нарушению функций, чем у взрослых, к снижению не только физической, но и умственной работоспособности.

Накопление избыточного веса у ребенка также является следствием малоподвижности. Ожирение у детей сейчас встречается в два раза чаще, чем 10 лет назад. Иногда ожирение у ребенка может достигать значительной степени. Многие родители не воспринимают это как болезнь. Но в 80% случаев полнота, возникшая в детстве, не покидает человека уже всю жизнь.

Что же делать? Как обезопасить своих детей от гиподинамии, и ее последствий?

Очень важно соблюдение норм двигательной активности в детском и юношеском возрасте.

Существуют нормативы, разработанные физиологами, согласно которым минимальный объем движений, выполняемый взрослым человеком должен составлять не менее 10000 шагов, а для школьников объем движений, соответствующий биологическим потребностям – 21000–40000 шагов.

Но выполняются ли данные нормативы? Каждый человек должен знать, существует ли у него дефицит движения, не подвержен ли он гиподинамии? Ответ на этот вопрос позволит ему предупредить множество заболеваний, связанных с недостатком движения. Следить за своей двигательной активностью также важно, как вообще следить за состоянием здоровья.

Предупредить гиподинамию в повседневной жизни помогают полноценная физическая активность, ежедневная утренняя зарядка, производственная гимнастика, занятия физкультурой и спортом, физический труд, пешие прогулки на свежем воздухе.

Как показали исследования и практика, физкультминутки на образовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки, препятствуют развитию гиподинамии.

Рекомендации по профилактике гиподинамии и гипокинезии среди школьников:

  1. Проводить физкультминутки на уроках не только у младших школьников, но и во всех классах.
  2. Больше уроков проводить в форме экскурсий, учебных выходов.
  3. Организовать в школах зоны рекреации, где на переменах и после уроков учащиеся могут побегать, позаниматься на тренажерах, играть в подвижные игры (например, настольный теннис).
  4. Среди населения необходимо активно вести просветительскую работу по профилактике гиподинамии.
  5. Мы рекомендуем каждому человеку ходить пешком не менее 40 минут в день, посещать занятия фитнесом и спортом и следить за уровнем своей двигательной активности простым способом – с помощью шагомера.

Заключение.

Прогресс дарит человеку множество самых совершенных приспособлений, способных избавить человека от любой физической нагрузки. Но это делает человека слабее. Во всем цивилизованном мире ширится движение за здоровый образ жизни.

Все больше людей осознают, что определенная доза физической активности просто необходима для сохранения здоровья. А школьникам – в первую очередь.

И это надо ученикам и их родителям не только понимать, но и прикладывать определенные усилия, так как “закладка” здоровья происходит в школьном возрасте и от двигательной активности зависит многое.

15.01.2015

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/652384/

Детство – для движения! К чему приводит гиподинамия?

Гиподинамия детей

Телефоны, планшеты, ноутбуки и компьютеры… Компьютерные игры, фильмы, мультфильмы… Наверняка можно было бы продолжить, но уже и перечисленного достаточно, чтобы понять, насколько много факторов способно «привязать» человека – почти в буквальном смысле – к одному месту.

Малоподвижный образ жизни – бич современного общества. Тем тревожнее его наблюдать, поскольку не обходит эта проблема и наших детей.

О гиподинамии, ее причинах и влиянии на организм, мерах противодействия ей говорим с кандидатом медицинских наук, врачом-детским кардиологом «Клиника Эксперт Смоленск» Фроловой Татьяной Михайловной.

– Татьяна Михайловна, начнём с вами с вопроса банального, но очень актуального – как вырастить здорового ребёнка?

Воздействовать на то, что мы в состоянии изменить. В самом общем понимании это ведение здорового образа жизни. Сюда можно отнести соблюдение режима дня, достаточный уровень двигательной активности (особенно на воздухе), нормальную продолжительность сна, полноценное питание, закаливание, профилактику и обучение способам противостояния стрессу.

Читайте материал по теме: Подводные камни раннего развития. Кому оно надо?

– Расскажите подробнее о гиподинамии. Что это такое и насколько эта проблема распространена среди современных детей?

О гиподинамии (или, иначе, малоподвижном образе жизни) говорят тогда, когда человек находится в неподвижности более 5 часов в течение дня и двигается менее 10 часов в неделю (около 1,5 часов в день).

На сегодняшний день в целом это распространено среди всех школьников, вышедших из начальной школы.

– С чем вы связываете рост поколения «обездвиженных» детей? Кто виноват в детской гиподинамии?

Причина гиподинамии у детей заключается, в первую очередь, в отношении общества, людей, задающих вектор его развития. Нет должной культуры развития здорового образа жизни, массовой доступности физической культуры и спорта (как это было, например, во время СССР).

О ГИПОДИНАМИИ РЕЧЬ ИДЁТ, КОГДА ЧЕЛОВЕК НАХОДИТСЯ В НЕПОДВИЖНОСТИ БОЛЕЕ 5 ЧАСОВ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ И

ПОДВИЖЕН МЕНЕЕ 10 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ (ОКОЛО 1,5 ЧАСОВ В ДЕНЬ)

Касательно частных случаев – это, конечно же, родители. Технологический прогресс привел к тому, что многое можно сделать не вставая с дивана или из-за стола. Родительский пример в таких случаях очень показателен.

Телефоны, планшеты, компьютеры, социальные сети – довольно сильный «противовес» занятиям в спортивной секции.

Отрадно, что в последние годы ситуация начала меняться, однако массового характера это пока все же не приобрело.

– Дети какого возраста больше подвержены гиподинамии?

Это школьники, среди которых особенно подвержены ей подростки и выпускники. С введением ЕГЭ стала отмечаться тенденция увеличения количества часов на подготовку, так что даже те, кто регулярно занимался спортом, в последних классах нередко бросают занятия в пользу школьным предметам.

Читайте материал по теме: Ох уж этот ЕГЭ! Как помочь ребёнку пережить стресс?

– К каким заболеваниям может привести недостаток физической активности у детей? Какие органы страдают от гиподинамии у детей и подростков прежде всего?

Нет такого органа и системы, на которую не влияла бы гиподинамия. В первую очередь появляется избыточная масса тела и ожирение. Нарушается обмен веществ в организме. Эти факторы влияют на работу всех органов и систем.

Читайте материал по теме: Как довести ребёнка до ожирения?

Конкретные примеры. Снижается сила дыхательных мышц. Такие дети начинают чаще болеть простудными заболеваниями.

Ухудшается функционирование иммунной системы, умственная работоспособность.

Слабеет опорно-двигательный аппарат. Такие дети предрасположены к нарушениям осанки, развитию сколиоза, плоскостопия.

Нарушается работа органов брюшной полости. Иногда просто оптимизация уровня физической нагрузки способна, например, избавить от запора.

НЕТ ТАКОГО ОРГАНА И СИСТЕМЫ,
НА КОТОРУЮ НЕ ВЛИЯЛА БЫ ГИПОДИНАМИЯ

Остается недостаточно подготовленной к нагрузкам сердечно-сосудистая система. Низкая физическая активность является одним из основных факторов, приводящих к развитию артериальной гипертонии, атеросклероза и ишемической болезни в будущем.

Могут развиваться застойные нарушения в органах малого таза, у девочек может изменяться менструальный цикл. В дальнейшем уже во взрослом возрасте возможно нарушение сексуальной функции у мужчин, детство которых было малоподвижным.

– Мы подняли вопрос о том, как гиподинамия влияет на детский организм. Но возможна обратная ситуация – излишняя физическая активность может отрицательно сказаться на здоровье детей и подростков?

Это возможно в случае, когда речь идет о спорте высоких достижений, профессиональных занятиях им. Причем в детском возрасте такие нагрузки могут сказываться не всегда, а проявиться позднее.

В таких случаях возможно истощение резервных возможностей организма. Например, может развиваться так называемое патологическое спортивное сердце.

Это может выражаться повышением артериального давления, развитием нарушений сердечного ритма.

Читайте материал по теме: Каким должно быть артериальное давление у ребёнка?

Оказываются чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный аппарат.

Со временем ухудшается деятельность иммунной системы.

Другая ситуация, когда в общем-то нормальная, оздоравливающая физическая активность может оказывать негативное воздействие – наличие каких-то патологий со стороны той или иной системы и невозможность выдерживать нагрузки. Т.е. в этом случае речь идет не об избыточных нагрузках в абсолютном их понимании (как в спорте высоких достижений), а о нормальных, но непереносимых для не совсем здорового (или явно больного) ребенка.

– Как родители могут самостоятельно оценить адекватность физической нагрузки ребёнка? Сколько, в зависимости от возраста, ребёнку необходимо двигаться в день?

В вопросе контроля своего состояния во время любой физической нагрузки есть понятие «зоны безопасного пульса». В ее пределах физическая активность безопасна и полезна для организма.

НОРМОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 10-14 ЛЕТ СЧИТАЕТСЯ 20-25 000 ШАГОВ В ДЕНЬ.

ДЛЯ ПОДРОСТКОВ 15-17 ЛЕТ – 25-30 000 ШАГОВ В ДЕНЬ

Для этого необходимо рассчитать 2 показателя: максимальную и субмаксимальную частоту пульса (частоту сердечных сокращений – ЧСС).

Максимальная ЧСС – это та, которой человек может достичь при нагрузках. Вычисляется по формуле: ЧСС = 220 – возраст в годах.

Например, ребенку 10 лет. Соответственно, максимальная частота пульса для него – 210 ударов в минуту. ВАЖНО: сердце не может работать с такой частотой на протяжении всей тренировки, поэтому этот уровень пульса допускается лишь во время пика (максимума) тренировки на короткое время.

Но возникает вопрос: а какая частота пульса возможна на протяжении тренировки, т.е.

та, которая может сохраняться достаточно продолжительно в течение спортивного занятия и быть при этом безопасной? Для ответа на этот вопрос вводится еще одно понятие – субмаксимальная нагрузка (и, соответственно, субмаксимальная ЧСС).

Под ней понимается нагрузка, которая – в зависимости от начальной тренированности человека – приводит к увеличению частоты его пульса на 60, 70 или 80% от максимально безопасной.

Что это значит? Например ребенок никогда не занимался спортом, а затем решил начать, то максимально допустимый пульс в течение тренировки у него должен быть не более 60% от его допустимой максимальной частоты пульса (в нашем примере – не более 60% от 210 ударов в минуту).

С такой частотой пульса ребенок может заниматься достаточно продолжительные отрезки времени на часовой тренировке при хорошей переносимости такой нагрузки. Тренировка обычно состоит из разминки, основной части и заминки (постепенного окончания тренировки).

На основную часть (примерно 40% от процесса тренировки) обычно и могут приходиться нагрузки, при которых пульс может увеличиваться до указанных процентов. По мере увеличения тренированности этот процент увеличивается до 70 и далее – до 80%.

Нужно учитывать, что говоря обо всем этом, речь идет об оздоровительном спорте, а не о спорте высоких достижений: в последнем случае все регулируется очень индивидуально.

В целом перед началом тренировок, а также уже в динамике необходим контроль тренера и врача спортивной медицины.

Для отслеживания показателей пульса рекомендуется использовать пульсометры.

Помимо пульса контролируется общее самочувствие, одышка, наличие головных болей, головокружения и других жалоб, признаков, которые могут свидетельствовать о чрезмерности нагрузки.

Что же касается норм физической активности по возрастам, то многим наверняка известны числовые критерии, основанные на представлении о минимальном количестве проходимых в день шагов.

Исходя из него, каждый взрослый человек должен приходить в день 10 000 шагов. В среднем это составляет от 7 до 8,5 км (в зависимости от ширины шага). Менее 5 000 шагов считается сидячим образом жизни.

5 000 – 7 500 – малоподвижный образ жизни. От 7 500 до 10 000 шагов – умеренно активный.

Читайте материал по теме: Непривитые дети – самые здоровые?

Для детей эти нормативы еще выше. В частности для возрастного промежутка 10-14 лет нормальным считается 20-25 000 шагов в день. Для подростков 15-17 лет – 25-30 000 шагов в день.

Согласно ряду исследований, среднестатистический человек делает в течение дня менее 3 500 шагов.

Также существует простой тест того, насколько адекватна для вас физическая нагрузка – в частности ходьба. Основан он на способности вести беседу. Если вы идете и спокойно разговариваете с попутчиком, то нагрузка для вас считается низкой.

Если вы идете быстрым шагом, у вас есть легкая одышка, но при этом вы можете перекинуться двумя-тремя словами, короткими фразами – это нормальный и достаточный уровень нагрузки.

Если одышка выражена и вы можете сказать только одно слово – такая нагрузка чрезмерна.

– В каком возрасте детей можно записывать в детскую спортивную секцию?

Если у ребенка все в порядке со здоровьем, то, к примеру с 3-летнего возраста его могут, в частности, принять в секцию фигурного катания.

Есть небольшая оговорка: обычно до школы весь процесс занятий даже в спортивных секциях носит характер общей физической подготовки.

Если у ребенка имеются какие-то нарушения в состоянии здоровья, вопрос решается в индивидуальном порядке. Со своей стороны, как кардиолог, могу сказать, что большинство нарушений со стороны сердца у детей носит функциональный характери не является противопоказанием для занятий спортом.

Читайте материал по теме: Что такое функциональный шум в сердце ребенка?

В любом случае, даже если физические нагрузки будут назначены, обязательно в динамике будет отслеживаться их переносимость и влияние на состояние органов и систем.

– С позиции детского кардиолога какой вид спорта лучше всего выбрать для ребёнка с целью гармоничного физического развития?

Первое место я бы разделила между «королевой физических упражнений» – ходьбой (наиболее физиологичным для человека движением), и плаванием.

На второе место можно поставить езду на велосипеде, трекинг, бег, футбол, волейбол, лыжи. Эти виды спорта, обеспечивающие аэробную нагрузку, благотворно сказываются на развитии сердечно-сосудистой и дыхательной систем, хорошо влияют на мускулатуру, имеют закаливающий характер.

– Татьяна Михайловна, какое обследование необходимо пройти перед тем, как отдать ребёнка в спортивную секцию?

Необходимо УЗИ сердца (эхокардиография) и ЭКГ. В большинстве случаев этого достаточно. По показаниям могут проводиться и другие исследования.

Читайте материал по теме: Когда назначается УЗИ сердца и что оно показывает?

– В заключении вы можете дать совет родителям – как избежать детской гиподинамии?

Самый главный совет по профилактике гиподинамии у детей – подавать им положительный пример.

Иными словами, сами родители должны вести активный образ жизни: как можно больше гулять, кататься на велосипеде, проводить активно отпуск с детьми.

Необходимо прислушиваться к желаниям детей и поощрять их желание заниматься спортом. Так у ребенка сформируется соответствующий образ жизни, где физическая активность будет естественной и неотъемлемой его частью.

Подписывайтесь на наши материалы в социальных сетях: ВКонтакте, , Фейсбук

Для справки:

Фролова Татьяна Михайловна

В 1997 году окончила педиатрический факультет Оренбургской государственной медицинской академии.

С 1997 по 1998 год проходила интернатуру по специальности «Педиатрия».

В 2014 году прошла профессиональную переподготовку по специальности «Детская кардиология», в 2017 – по специальности «Функциональная диагностика».

Имеет ученую степень кандидата медицинских наук.

В настоящее время занимает должность детского кардиолога и врача функциональной диагностики в ООО «Клиника Эксперт Смоленск». В Смоленске принимает по адресу: ул. 8 Марта, д. 20.

Источник: https://www.mrtexpert.ru/articles/636

Родительское собрание «Гиподинамия у детей»

Гиподинамия детей

Людмила Цветкова
Родительское собрание «Гиподинамия у детей»

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придётся, то и значительные перегрузки.

В сохранении и укреплении здоровья важную роль играют правильное сочетание труда и отдыха, рациональное питание, закаливание организма и физическая культура, являющееся мощными оздоровительными факторами. Особое значение имеет физическая активность человека, регулярная мышечная деятельность, лежащая в основе жизнедеятельности всего организма.

В последние годы из-за высокой нагрузки на работе и дома и других причин у многих людей отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обуславливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме людей.

В настоящее время очень актуальна проблема гиподинамии.

Термин «гиподинамия» в переводе с латинского языка означает «малоподвижность». Под этим подразумевают ограничение двигательной активности, которое возникает в результате малоподвижного образа жизни.

В медицине существует достаточно близкое понятие гипокинезия, которое подразумевает снижение или полное отсутствие двигательной активности, вызванное обычно достаточно объективными причинами.

Основное отличие гипокинезии от гиподинамии состоит в том, что во втором случае, движения осуществляются, но в очень небольшом объеме и с недостаточной нагрузкой на мышечный аппарат.

В обоих случаях мышечная нагрузка минимальна, что приводит к уменьшению силы мышц, снижению объема и веса мышечной ткани.

Гиподинамию нередко называют бичом современной цивилизации.

Давайте вспомним, как формировался организм человека в процессе эволюции животного мира. Физическая активность была необходима нашим предкам просто для того, чтобы выжить.

Древний человек вынужден был находиться в постоянном движении, чтобы добыть пищу и сохранить жизнь себе и своему потомству.

Отсюда видно, что потребность в движении была заложена в генах человека, как одно из условий для нормальной жизнедеятельности организма в суровых условиях внешней среды.

Генетическая программа человека остается неизменной на протяжении всех последних тысячелетий, а вот образ его жизни претерпел весьма существенные изменения. Движение ради выживания перестало быть необходимостью.

Научный и технический прогресс помогает современному человеку обеспечить себе комфортные условия жизни при минимуме физических нагрузок. Таким образом, все наши движения ограничиваются дорогой от подъезда до автомобиля. Даже каналы телевидения мы переключаем с помощью дистанционного пульта.

Конечно же, какое то количество движений неизбежно совершает каждый человек.

Однако движения эти весьма однообразны, направлены на одну группу мышц и совершенно не способствуют физическому развитию организма.

На первый взгляд, кажется, что нет ничего плохого в таком комфортном и удобном существовании человека. Что же внушает тревогу врачам всего мира, которые не устают твердить о необходимости занятий физкультурой и спортом, о положительном влиянии дозированной физической нагрузки на здоровье человека, и об опасностях, которые неизменно таит в себе малоподвижный образ жизни?

3. Гиподинамия – болезнь современного человека

Жизнь современного человека, благодаря техническому процессу и благам современной цивилизации, стала намного более удобной, чем, скажем, каких – нибудь 20-30 лет назад. Транспорт довозит нас до нужного места, избавляя от необходимости преодолевать пешком большие расстояния, бытовая техника помогает нам справиться с домашними делами. Люди стали меньше двигаться.

Чтобы что – то сделать, не нужно прилагать особых усилий. В итоге мышцы человека, большую часть времени находящиеся в покое, начинают терять эластичность, пропадает лёгкость в движениях и возникает гиподинамия – болезненное состояние, вызванное понижением физической активностью. Гиподинамию называют болезнью современной цивилизации.

Причины развития гиподинамии могут быть различны. Низкая двигательная активность может быть вызвана каким – либо заболеванием или длительным постельным режимом, но, чаще всего, её причиной становится малоподвижный сидячий образ жизни.

Для стабильной полноценной работы организму необходима достаточная физическая активность и нагрузка на мышцы, от этого в немалой степени зависит самочувствие и здоровье человека.

Основным симптомом гиподинамии является: общая слабость, учащённое сердцебиение, повышенная утомляемость, даже при сравнительно небольших нагрузках, нестабильное эмоциональное состояние, повышенная нервозность.

Гиподинамия может иметь серьёзные последствия. При отсутствии необходимости физической нагрузки снижается мышечный тонус, уменьшается выносливость, теряется сила человека, в результате может развиться вегето – сосудистая дистония, нарушается обмен веществ.

Со временем гиподинамия приводит к нарушениям в работе опорно –двигательного аппарата: развитию остеопороза, остеоартроза и остеохондроза.

Сказывается гиподинамия на деятельности сердечно – сосудистой системы, это приводит к возникновению артериальной гипертонии и ишемической болезни сердца. Также гиподинамия оказывает влияние на дыхательную систему, она может грозить развитием заболеваний лёгких.

Гиподинамия может стать причиной нарушений работы пищеварительной системы и кишечника. Изменения в работе эндокринной системы приводят к ожирению и нарушению обмена веществ.

При гиподинамии ухудшается работа головного мозга, снижается умственная активность и трудоспособность, появляется быстрая утомляемость, общая слабость, бессонница.

При гиподинамии происходит снижение силы сердечных сокращений, ослабление венозных и артериальных сосудов, это, в свою очередь, приводит к ухудшению кровообращения и варикозному расширению вен.

Влияние гиподинамии на опорно – двигательный аппарат выражается в уменьшении мышечной массы и возникновении жировой прослойки между мышечными волокнами. В результате мышечный тонус снижается.

4. Последствия гиподинамии.

Ещё в древности как было уже сказано, замечено, что физическая активность способствует формированию сильного и выносливого человека, а неподвижность ведёт к снижению работоспособности, заболеваниям и тучности. Всё это происходит вследствие нарушения обмена веществ.

Уменьшение энергетического обмена, связанное с изменением интенсивности распада и окисления органических веществ. Уменьшение энергетического обмена, связанное с изменением интенсивности распада и окисления органических веществ, приводит к нарушению биосинтеза, а также к изменению кальциевого обмена в организме.

Вследствие этого в костях происходят глубокие изменения. Прежде всего они начинают терять кальций. Это приводит к тому, что кость делается рыхлой, менее прочной. Кальций попадает в кровь, оседает на стенках кровеносных сосудов, они пропитываются кальцием, теряют эластичность и делаются ломкими. Способность крови к свёртыванию резко возрастает.

Возникает угроза образования кровяных сгустков (тромбов) в сосудах. большого количества кальция в крови способствует образованию камней в почках.

Отсутствие мышечной нагрузки снижает интенсивность энергетического обмена, что отрицательно сказывается на скелетных и сердечных мышцах. Кроме того, малое количество нервных импульсов, идущих от работающих мышц, снижает тонус нервной системы, утрачиваются приобретённые ранее навыки, не образуются новые.

Всё это самым отрицательным образом отражается на здоровье. Следует учесть также следующее. Сидячий образ жизни приводит к тому, что хрящ постепенно становится менее эластичным, теряет гибкость. Это может повлечь снижение амплитуды дыхательных движений и потерю гибкости тела.

Но особенно сильно от неподвижности или малой подвижности страдают суставы.

5. Гиподинамия у детей.

Дети довольно часто становятся «заложниками» данного состояния. Гиподинамию принято считать социальным заболеванием, так как всё меньшее количество людей прилагают хоть какое – то усилие, чтобы выполнить ту или иную работу.

За последние десятилетия гиподинамия значительна помолодела.

Ведь ещё не так давно основным детским развлечением были подвижные игры на свежем воздухе, а работа многих взрослых была связана с физической деятельностью.

А теперь телевизор и персональный компьютер вошли в каждый дом, заменив другие, более полезные для здоровья досуги. Современные дети огромное количество времени уделяют не столько учёбе и спорту, сколько компьютеру.

Одна из причин Близорукости –гиподинамия. Уже давно замечено, что подростки, плохо развитые физически, часто бывают и близоруки. Иногда, прогрессируя, близорукость приводит к необратимым изменениям и значительной потере зрения.

Порой в этом виноваты и сами родители, которые не могут отучить ребёнка от компьютерных игр и не приучают своих детей вести здоровый образ жизни. Некоторые из родителей уверены, что увлечение компьютером ограждает от негативного воздействия улицы.

Но таким образом они приучают своих детей к сидячему образу жизни, который рано или поздно скажется на здоровье.

Гиподинамия весьма отрицательно сказывается на позвоночнике ребёнка, что в свою очередь становится причиной развития различных заболеваний жизненно важных органов.

В школьном возрасте гиподинамия обычно связана с нетрадиционным распорядком дна ребёнка, с перегрузкой его учёбой. Дети очень мало бывают на свежем воздухе, мало двигаются. Много сидят перед компьютером, поздно ложатся спать. Без работы мышцы слабеют и постепенно атрофируются.

Уменьшаются сила и выносливость, появляется вегетососудистая дистония, депрессия и другие расстройства нервной системы, нарушается обмен веществ. Гиподинамия приводит к функциональным изменениям сердечно -сосудистой и дыхательной систем. Потому что в этом случае не работают мышцы, помогающие движению крови по сосудам.

Недостаток притока крови к головному мозгу, плохой отток по сосудам шеи приводят к изменениям внутричерепного давления. Отсюда сильная головная боль, усталость, утомляемость. К перечисленному можно добавить расстройства дыхания и пищеварения. С течением времени из-за гиподинамии уменьшается костная масса, страдают суставы и позвоночник.

Особенно опасна гиподинамия в раннем детском и школьном возрасте. Она задерживает формирование организма. Существенно снижает иммунитет, дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение. Малая подвижность школьников и длительное пребывание в однообразной позе за столом в школе и дома могут вызвать нарушение осанки, сутулость, деформацию позвоночника.

Так называемый мускульный голод у детей может привести к более выраженному нарушению функций, чем у взрослых, к снижению не только физической, но и умственной работоспособности.

Накопление избыточного веса у ребенка также является следствием малоподвижности. Ожирение у детей сейчас встречается в два раза чаще, чем 10 лет назад. Иногда ожирение у ребенка может достигать значительной степени.

Многие родители не воспринимают это как болезнь. Но в 80% случаев полнота, возникшая в детстве, не покидает человека уже всю жизнь.

Гиподинамия ведет к ожирению потому,что жир сгорает в мышцах: в работающих мышцах этот процесс многократно усиливается, а в малоподвижных, соответственно, уменьшается.

6. Как избежать гиподинамии и связанных с ней заболеваний?

Прежде всего, необходимо вести здоровый образ жизни. Правильный режим дня в сочетании с разумными физическими нагрузками и рациональным питанием необходимое условие для профилактики гиподинамии.

Для профилактики гиподинамииврачи рекомендуют пить больше жидкости: чай, компот, а особенно полезны натуральные соки, так как они укрепляют иммунитет. Питание должно быть сбалансированным, в рационе обязательно должно присутствовать достаточное количество овощей и фруктов.

Немаловажен и полноценный отдых, нужно уделять достаточно времени на сон, ведь каждому человеку нужно спать не менее восьми часов в сутки, чтобы чувствовать себя бодрым и отдохнувшим. Окажут неоценимую услугу в борьбе с гиподинамией ежедневные пешие прогулки на свежем воздухе.

Помогут занятия спортом, регулярные посещения бассейна, но если такой возможности нет, нужно по возможности увеличить физическую нагрузку на организм, (конечно, в разных пределах) например, если вы живёте в многоэтажном доме, старайтесь подниматься на нужный вам этаж пешком, не пользуясь лифтом, делайте лёгкую зарядку по утрам.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/roditelskoe-sobranie-na-temu-gipodinamija-u-detei.html

Гиподинамия у детей: причины, признаки, последствия, лечение

Гиподинамия детей

На сегодняшний день гиподинамия у детей прогрессирует: всё больше таких случаев фиксируется врачами, причём на той стадии, когда лёгкими профилактическими мерами уже не отделаешься. Почему так происходит?

Гиперактивный ребёнок доставляет массу хлопот, поэтому родители спешат его угомонить любыми средствами и вовремя обращаются к врачу. Гиподинамичный малыш тих, спокоен, его никто не слышит, поэтому в больницу в таких случаях обращаются чаще всего уже в школьном возрасте, когда начинаются проблемы с обучением.

Гиподинамия — нарушение различных функций организма вследствие ограничения двигательной активности ребёнка, снижения силы сокращения его мышц. Гораздо проще предупредить такое состояние, чем потом лечить. Для этого необходимо знать его причины.

Причины детской гиподинамии

Есть дети, которые с рождения предрасположены к гиподинамии. Причинами могут стать минимальные мозговые дисфункции из-за:

Однако чаще всего причины детской гиподинамии носят совершенно другой характер — они обусловлены неправильным образом жизни ребёнка, в формировании которого виноваты родители. К такому отклонению приводят:

  • лишний вес вплоть до ожирения (рекомендуем прочесть какие бывают степени ожирения);
  • привычка сидеть у компьютера, телевизора, за книгами длительное время;
  • отсутствие прогулок на свежем воздухе;
  • полное игнорирование любых физических нагрузок, начиная с небольших поручений по дому, заканчивая спортом.

Чаще всего родители сами способствуют тому, что ребёнок с младенческих лет ограничен в двигательной активности. Сидит тихо у себя в комнате, никому не мешает, не доставляет хлопот.

Начало школьной жизни обнаруживает серьёзные проблемы в развитии таких деток — как в физическом, так и в психическом плане.

Чтобы вовремя обратиться к врачу, нужно знать, какие признаки указывают на данную патологию.

Признаки гиподинамии у детей

Внимательные родители в любом возрасте распознают, что у ребёнка развивается синдром гиподинамии. Признаки чаще всего достаточно ярко выражены и требуют лишь внимания родителей:

  • вялость;
  • малоподвижность;
  • неактивность;
  • сонливость;
  • тихий плач;
  • быстрая утомляемость;
  • отсутствие истерик, которые характерны для грудных младенцев;
  • быстрый набор веса вплоть до ожирения;
  • снижение работоспособности, умственной активности;
  • неразговорчивость вплоть до дизартрии (путаница в произношении звуков).

В школе всё это усугубляется тем, что ребёнку трудно общаться со сверстниками и учителями, так как он не принимает участия в общих играх, не поднимает руку на уроках.

Он не замкнут в себе и отличается от аутичных детей, так как отвечает на вопросы, но вяло и односложными ответами. У него нет желания учиться, хотя способности могут быть достаточно высокими.

Если вовремя не спохватиться, не начать лечение, ребёнка ожидают большие трудности в учёбе и дальнейшей социализации.

Последствия

Некоторые родители принимают гиподинамию как особенности характера ребёнка и очень в этом ошибаются. Гиподинамия — серьёзные нарушения в организме ребёнка, системы которого недополучают двигательной активности, не развиваются должным образом. Это отрицательно сказывается на работе опорно-двигательного аппарата, дыхания, кровообращения, пищеварения, нервной системы:

  • слабеет сила сердечных сокращений;
  • снижается тонус сосудов;
  • уменьшается трудоспособность;
  • нарушается кровоснабжение тканей — обеспечение клеток кислородом, питательными веществами уменьшается;
  • развиваются ожирение, атеросклероз;
  • слабеют и атрофируются мышцы;
  • уменьшаются выносливость, сила;
  • нарушаются нервно-рефлекторные связи, деятельность всей нервной системы (развиваются депрессия, вегето-сосудистая дистония);
  • происходит сбой в обмене веществ;
  • уменьшается костная масса (это приводит к остеопорозу);
  • в будущем гиподинамия приведёт к сердечно-сосудистым заболеваниям (ишемии, артериальной гипертонии), расстройствам дыхания, пищеварения.

Родители обязаны знать, что гиподинамия нарушает работу головного мозга. Вот на что обрекают родители своё дитя, если вовремя не распознают заболевание и не обратятся к врачу.

Лечение и профилактика

Диагноз подтверждается или опровергается в стационарных условиях невропатологом. В результате энцефалограммы, УЗИ головного мозга врач подберёт программу коррекционного лечения. Родители тоже должны принимать самое активное участие в ней. Она предполагает:

  • активные занятия любым видом спорта: плаванием, танцами, велосипедными гонками, гимнастикой, лыжами;
  • регулярные пешие прогулки и подвижные игры на свежем воздухе;
  • интеллектуальные игры, требующие моментальной реакции: подбор слов, города, быстрый счёт.
  • спокойную обстановку дома;
  • любовь, внимание, заботу родителей;
  • индивидуальные занятия с логопедом, психологом (психотерапевтом), которые смогут скорректировать речевые недостатки и поведение ребёнка;
  • приём витаминных препаратов;
  • диету (полноценный, сбалансированный рацион питания);
  • дополнительные занятия с педагогами в школе по основным предметам, если ребёнок отстаёт.

Коррекция гиподинамии у детей — долгий, достаточно тяжёлый труд, требующий ежедневной систематической работы и родительского терпения. Своевременное лечение даёт результаты к 9 и даже 14 годам.

Источник: https://vse-pro-detey.ru/gipodinamiya-u-detej/

Гиподинамия у детей и подростков. Актуальность проблемы и ее профилактика

Гиподинамия детей

Термин «гиподинамия» в переводе с латинского языка означает «малоподвижность». Под этим понятием подразумевают ограничение двигательной активности, возникающее в результате малоподвижного образа жизни. Сегодня гиподинамия считается социальным заболеванием, наравне с зависимостью от гаджетов, компьютерных игр и т.п. 

          Не обошла стороной эта проблема и детский возраст.   Наши дети очень много и долго сидят. В  школе минимум  4 часа и более, а затем еще дома столько же (готовя домашнее задание , играя в компьютерные игры, смотря телевизор). ).

Музыкальные, языковые, художественные школы и очень редко спортивные. Низкий уровень занятий физкультурой и спортом.

Среди взрослого населения доля регулярно занимающихся спортом и физической культурой не превышает 10 %, среди детей только 8% посещают спортивные секции.

          В школьном возрасте гиподинамия обычно связана с нерациональным распорядком дня ребенка, с перегрузкой его учебой. По статистике, в школах 10-16% школьников вообще освобождены от уроков физической культуры. При расспросе таких детей выясняется, что они мало бывают на свежем воздухе, мало двигаются. Много сидят перед компьютером, поздно ложатся спать.

         Без работы мышцы слабеют, затем атрофируются. Уменьшаются сила и выносливость, появляется вегетососудистая дистония, депрессия и другие расстройства нервной системы, снижается успеваемость, нарушается обмен веществ.

Гиподинамия также приводит к функциональным изменениям сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так как не работают мышцы, помогающие движению крови по сосудам.

              Недостаток притока крови к головному мозгу, плохой отток по сосудам шеи приводят к изменениям внутричерепного давления.

Отсюда возникают головные боли, усталость, утомляемость, могут быть жалобы на сердцебиение, одышку при физических нагрузках.

К перечисленному можно добавить расстройства дыхания и пищеварения.

        С течением времени из-за гиподинамии уменьшается костная и мышечная масса, в последующем страдают суставы и позвоночник. Длительное пребывание в однообразной позе за столом в школе и дома , либо неудобное положение лежа с гаджетом в руках, могут вызвать нарушение осанки, сутулость, деформацию позвоночника.

Гиподинамия задерживает формирование организма. Существенно снижает иммунитет, дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение. Частые респираторные заболевания у гиподинамичных детей связаны с плохой вентиляцией легких , отсутствием свежего воздуха.

         Гиподинамия в сочетании со злоупотреблением гаджетов является одной из причин близорукости. Уже давно замечено, что подростки, плохо развитые физически, часто бывают и близоруки. Иногда, прогрессируя, близорукость приводит к необратимым изменениям и значительной потере зрения.

Порой в этом виноваты сами родители, которые не могут отучить ребенка от компьютерных игр и не приучают своих детей вести здоровый образ жизни. Некоторые из родителей уверены, что увлечение компьютером ограждает от негативного воздействия улицы.

Но таким образом они приучают своих детей к сидячему образу жизни, который рано или поздно скажется на здоровье.

         Следствием малоподвижного образа жизни является избыточный вес.  Ожирение либо избыток массы у детей выявляется у каждого 5-6го ребенка.  Многие родители не воспринимают это как болезнь.

Но в 80% случаев полнота, возникшая в детстве, не покидает человека уже всю жизнь.

А к лишнему весу присоединяются нарушения обмена веществ, сахарный диабет, повышенное артериальное давление и риски, связанные с этими состояниями (инсульты, инфаркты, мочекаменная болезнь и др).

        Как бороться с гиподинамией у детей?

         Уже в 2–3 года можно приучать ребенка делать зарядку, начиная с простых упражнений. Существуют нормативы, разработанные физиологами, согласно которым минимальный объем движений, выполняемый взрослым человеком должен составлять не менее 10000 шагов, а для школьников объем движений, соответствующий биологическим потребностям – 21000–40000 шагов.

        Предупредить гиподинамию в повседневной жизни помогают полноценная физическая активность, ежедневная утренняя зарядка, производственная гимнастика, занятия физкультурой и спортом, физический труд, пешие прогулки на свежем воздухе.

        Как показали исследования и практика, физкультминутки на образовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки, препятствуют развитию гиподинамии.

По возможности больше уроков проводить в форме экскурсий, учебных выходов. надо правильно выбрать вид спорта. Ребятам с заболеванием опорно-двигательного аппарата показаны те виды спорта, которые дают симметричные и смешанные нагрузки на левую и правую половину тела одновременно и попеременно.

При таких упражнениях позвоночник занимает среднее положение во фронтальной плоскости. Мышцы получают равномерную физическую нагрузку. Виды спорта, дающие симметричную нагрузку: легкая атлетика (беговые виды), лыжные гонки, плаванье, академическая гребля.

Виды спорта, дающие смешанные нагрузки: игровые виды спорта.

         Целесообразный возраст начала занятия детей в секциях по различным видам спорта : с  5 лет: плавание и художественная гимнастика. 9-10 лет: лыжный спорт и прыжки на батуте. 10-12 лет: игровые виды спорта, легкая атлетика.

Регулярные занятия на уроке физической культуры в школе, в спортивных секция способствуют физическому развитию ребенка, и тем самым будут содействовать гармоничному развитию личности.

Врач педиатр: Князева Е.В

Источник: http://www.gurcrb.ru/novosti-i-stati/15-news/215-gipodinamiya-u-detej-i-podrostkov-aktualnost-problemy-i-ee-profilaktika

ОСосудах
Добавить комментарий