Мнимая рассеянность

Как избавиться от рассеянности и невнимательности

Мнимая рассеянность

Повседневная суета и проблемы приводят к тому, что мы забываем о мелочах: вынести мусор, посмотреть интересный фильм, купить хлеб. Но порой случается так, что из-за рассеянности и невнимательности случаются более серьезные вещи, как сорванная деловая встреча, забытый включенный утюг, пропущенный день рождения родного человека.

Мы привыкли все объяснять плохой памятью, однако рассеянность и невнимательность с ней никак не связаны. Все дело в том, что человек не может сконцентрироваться, сосредоточиться на том, что он делает и что ему необходимо сделать.

Для того, чтобы понять, как избавиться от рассеянности и невнимательности, необходимо узнать их причины и виды.

Что такое рассеянность и невнимательность?

Многие любят говорить, что рассеянность присуща великим людям. Это повторяют те, кто не хочет работать над своими плохими качествами и ищет им оправдания. На самом деле, данный недостаток не так уж и безвредный, как многие полагают.

Рассеянность — это состояние внимания, при котором человек не может сосредоточиться на происходящих событиях или действиях. Ее еще называют невнимательностью, забывчивостью, и часто она не считается пороком, а лишь чертой характера.

Никто из нас не родился сразу рассеянным или невнимательным. Многие люди считают их «славными недостатками», но они могут привести к настоящим трагедиям: к автокатастрофам или авариям на заводе. Такие люди и в обычной жизни приносят массу хлопот, ведь построить нормальные отношения они тоже не могут из-за постоянных бытовых «аварий», да и на работе они вряд ли приносят много пользы.

Рассеянность абсолютно никак не связана с памятью, это нарушение внимания. Данная черта приобретается, поэтому от нее необходимо избавляться, если вы хотите изменить свою жизнь к лучшему и облегчить ее окружающим, которым вы доставляете хоть и мелкие, но неприятности.

Причины рассеянности и невнимательности

Чтобы понять, как избавиться от рассеянности, необходимо знать, откуда она берется. Она бывает двух видов: мнимая и подлинная. Подлинная может быть связана с проблемами со здоровьем, как неврастения, синдром хронической усталости, очень сильное переутомление. Человек просто не может сконцентрироваться на чем-то одном, но при этом очень легко отвлекается на посторонние события.

Как бы это странно не звучало, но мнимая рассеянность появляется из-за сосредоточенности, но именно чрезмерной. Внимательность человека направлена на что-то одно, а вот все, что происходит вокруг, он не замечает. Именно такая черта и присуща великим людям.

Современные технологии очень развиты и помогают значительно облегчить нам жизнь. Именно из-за «облегчения» жизни и появляется невнимательность. Из-за этого многие страдают бессонницей: вроде и вымотан психически, а физиологические процессы нарушены, и спать не хочется.

Бывает, что на работе настолько сильно выматываешься, что к вечеру совсем перестаешь соображать, даже теряется ориентация во времени. Как стать внимательнее? Больше двигайтесь, занимайтесь спортом, поменьше сидите в интернете.

Вот что на эту тему пишет Wikipedia:

Рассеянность внимания приобретается в течение жизни человека, а не является врожденной. Данный симптом не является нозоспецифическим и может возникать вследствие разных причин.

Есть мнение, что рассеянность внимания может быть отражением бессознательного нежелания делать то, на чём оно должно быть сосредоточено.
Рассеянность внимания может возникать от усталости, бессонницы, головной боли, однообразной и монотонной деятельности (чаще такое встречается при первом виде рассеянности).

Рассеянность внимания также появляется вследствие органического поражения головного мозга.
Она встречается при различных психических заболеваниях, например, таких как депрессия или тревожное расстройство, когда человеку трудно сконцентрировать внимание на чем-либо.

Специалисты предлагают разные способы, помогающие избавиться от рассеянности.
Предлагаем вашему вниманию самые действенные:

— если вам необходимо сделать что-то, не откладывайте это на потом. Если же все-таки что-то нужно сделать потом, попросите кого-то, чтобы вам напомнили;

— постарайтесь сконцентрироваться на предстоящем событии, отключившись от внешнего мира. Направьте свои мысли в правильное русло;

— делайте зарядку по утрам, занимайтесь спортом. Активная жизнь и спорт — отличные способы устранить рассеянность;

— давайте своему организму отдых, ведь из-за переутомляемости и появляется рассеянность и забывчивость;

— работайте с большим объемом информации правильно, без эмоций. Если у вас возникают вопросы, обязательно задавайте их. Это поможет лучше понять то, что вам предстоит сделать;

— не увлекайтесь виртуальным миром. Социальные сети могут привести к тому, что вы потеряете связь с реальностью. Проводите больше времени в кругу родных и близких людей, в живом общении;

— записывайте важные предстоящие события, чтобы не забыть про них;

— ваше рабочее место должно быть в идеальном порядке. Вас не должны отвлекать такие раздражающие моменты, как поиск ручки в хаосе рабочего стола.

Как избавиться от невнимательности? Больше отдыхайте и приступайте к важным делать полными сил и энергии. Есть специальные упражнения, которые помогают сосредотачиваться, концентрировать внимание на чем-то одном. Например, всем известные упражнения «Найди 10 отличий».

И помните, для того, чтобы стать внимательным, нужно не позволять себе делать какое-либо дело невнимательно.

Избавление от плохих качеств — путь к успеху

Придерживаясь наших советов, вы уже в ближайшее время заметите, как меняетесь в лучшую сторону и меняется ваша жизнь. Нет ничего невозможного, а человеческие способности еще до конца не изучены.

Попробуйте сосредоточиться прямо сейчас!
Используй полученные советы или советы из картинки:

Также смотрите видео на эту тему:

Источник: http://Motive4You.ru/self-development/kak-izbavitsya-ot-rasseyannosti-nevnimatelnosti/

Встречается два вида рассеянности: мнимая и подлинная

Мнимая рассеянность

Мнимая рассеянность — это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на каком-то предмете.

Мнимая рассеянность — результат большой сосредоточенности и узости внимания. Иногда ее называют “профессорской”, так как она нередко встречается у людей этой категории. Внимание ученого может быть настолько сконцентрировано на занимающей его проблеме, что он не слышит обращенных к нему вопросов, не узнает знакомых, отвечает невпопад.

Рассеянность как следствие внутренней сосредоточенности не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Хуже подлинная рассеянность.

Человек, страдающий рассеянностью этого рода, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно больше волевых усилий, чем человеку нерассеянному.

Произвольное внимание рассеянного человека неустойчиво, легко отвлекаемо.

Подлинная рассеянность

Причины подлинно рассеянного внимания разнообразны. Причиной подлинной рассеянности может быть общее расстройство нервной системы (неврастения), малокровие, болезни носоглотки, затрудняющие поступление воздуха в легкие. Иногда рассеянность появляется в результате физического и умственного утомления и переутомления, тяжелых переживаний.

Одной из причин подлинной рассеянности является перегрузка мозга большим количеством впечатлений. Вот почему не следует в учебное время года часто отпускать детей в кино, театр, водить в гости, разрешать ежедневно смотреть телевизор.

Разбросанность интересов также может привести к подлинной рассеянности. Некоторые ученики записываются сразу в несколько кружков, берут книги из многих библиотек, увлекаются спортом, коллекционированием и прочим, и при этом ничем серьезно не занимаются.

Причиной подлинной рассеянности может быть и неправильное воспитание ребенка в семье: отсутствие определенного режима в занятиях, развлечениях и отдыхе ребенка, выполнение всех его прихотей, освобождение от трудовых обязанностей.

Скучное преподавание, которое не будит мысль, не затрагивает чувств, не требует напряжения воли, — один из источников рассеянности внимания учащихся.

14. Мышление, его основные виды и формы. Основные виды умственных операций.

Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир.

Все это возможно благодаря процессу мышления. Впсихологии под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве).

Первая особенность мышления — его опосредованный характер.

То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное.

Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления — его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов.

Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично.

Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. — широчайшие обобщения, выраженные словом.

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Понятие — есть отражение существенных признаков предмета. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо.

Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением.

Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Дата добавления: 2018-04-04; просмотров: 358;

Источник: https://studopedia.net/3_18108_vstrechaetsya-dva-vida-rasseyannosti-mnimaya-i-podlinnaya.html

Рассеянность

Мнимая рассеянность

Рассеянностьюназывается неспособность человекасосредоточиться на чем-либо определенномв течение длительного времени.

Встречаетсядва вида рассеянности: мнимая и подлинная.

Мнимаярассеянность— это невнимание человека к непосредственноокружающим предметам и явлениям,вызванная крайней сосредоточенностьюего внимания на каком-то предмете.

Мнимаярассеянность — результат большойсосредоточенности и узости внимания.Иногда ее называют “профессорской”,так как она нередко встречается у людейэтой категории. Внимание ученого можетбыть настолько сконцентрировано назанимающей его проблеме, что он не слышитобращенных к нему вопросов, не узнаетзнакомых, отвечает невпопад.

Рассеянностькак следствие внутренней сосредоточенностине причиняет большого вреда делу, хотяи затрудняет ориентацию человека вокружающем мире. Хужеподлинная рассеянность.

Человек, страдающий рассеянностью этогорода, с трудом устанавливает и удерживаетпроизвольное внимание на каком-либообъекте или действии. Для этого емутребуется значительно больше волевыхусилий, чем человеку нерассеянному.

Произвольное внимание рассеянногочеловека неустойчиво, легко отвлекаемо.

Подлиннаярассеянность

Причиныподлинно рассеянного вниманияразнообразны. Причиной подлиннойрассеянности может быть общее расстройствонервной системы (неврастения), малокровие,болезни носоглотки, затрудняющиепоступление воздуха в легкие. Иногдарассеянность появляется в результатефизического и умственного утомления ипереутомления, тяжелых переживаний.

Однойиз причин подлинной рассеянностиявляется перегрузка мозга большимколичеством впечатлений. Вот почему неследует в учебное время года частоотпускать детей в кино, театр, водить вгости, разрешать ежедневно смотретьтелевизор.

Разбросанность интересовтакже может привести к подлиннойрассеянности. Некоторые ученикизаписываются сразу в несколько кружков,берут книги из многих библиотек,увлекаются спортом, коллекционированиеми прочим, и при этом ничем серьезно незанимаются.

Причиной подлиннойрассеянности может быть и неправильноевоспитание ребенка в семье: отсутствиеопределенного режима в занятиях,развлечениях и отдыхе ребенка, выполнениевсех его прихотей, освобождение оттрудовых обязанностей.

Скучноепреподавание, которое не будит мысль,не затрагивает чувств, не требуетнапряжения воли, — один из источниковрассеянности внимания учащихся

Психологическиетеории вниманияИнтересныеи противоречивые свойства вниманияпривлекали к нему взгляды многих ученых,которые по-разному объясняли происхождениеи сущность внимания. Одну из наиболееизвестных психологических теорийвнимания предложил Т. Рибо.

Теориявнимания Рибо Онсчитал, что внимание, независимо оттого, является оно ослабленным илиусиленным, всегда связано с эмоциями ивызывается ими. Рибо предполагал особеннотесную зависимость между эмоциями ипроизвольным вниманием.

Он считал, чтоинтенсивность и продолжительностьтакого внимания непосредственнообусловлены интенсивностью ипродолжительностью ассоциированных собъектом внимания эмоциональныхсостояний. Непроизвольное вниманиетакже всецело зависит от аффективныхсостояний.

“Случаи глубокого иустойчивого непроизвольного вниманияобнаруживают все признаки неутомимойстрасти, постоянно возобновляющейся ипостоянно жаждущей удовлетворения”. Состояниевнимания всегда сопровождается нетолько эмоциональными переживаниями,но также определенными изменениямифизического и физиологического состоянияорганизма.

Только на основе детальногои тщательного изучения подобного родасостояний можно составить ясноепредставление и о механизмах внимания. Т. Рибо подчеркивал значениефизиологических связей психическихпроцессов и состояний, и это обстоятельствосказалось на его трактовке внимания.Таким образом, теорию Рибо можно назватьпсихофизиологической.

Внимание, какчисто физиологическое состояние, имееткомплекс сосудистых, дыхательных,двигательных и других произвольных илинепроизвольных реакций. Интеллектуальноеже внимание усиливает кровообращениев занятых мышлением органах тела.

Состояния сосредоточенности вниманиясопровождаются также движениями всехчастей тела: лица, туловища, конечностей,которые вместе с собственно органическимиреакциями выступают как необходимоеусловие поддержания внимания на должномуровне.Движение, по мнению Т. Рибофизиологически поддерживает и усиливаетданное состояние сознания.

Для органовчувств (зрения и слуха) внимание означаетсосредоточение и задержку движений,связанных с их настройкой и управлением. Усилие, которое мы прилагаем,сосредоточивая и удерживая вниманиена чем-то, всегда имеет под собойфизическую основу.

Ему соответствуетчувство мышечного напряжения, анаступающие впоследствии отвлечениявнимания связаны, как правило, с мышечнымпереутомлением в соответствующихмоторных частях реципирующих систем. Т.Рибо полагал, что двигательный эффектвнимания состоит в том, что некоторыеощущения, мысли, воспоминания получаютособую интенсивность и ясность посравнению с прочими оттого, что всядвигательная активность оказываетсясосредоточенной на них. В уменииуправлять движениями заключается исекрет произвольного внимания. Произвольновосстанавливая движения, связанные счем-то, мы тем самым обращаем на это нашевнимание. Таковы характерные чертымоторной теории внимания, предложеннойТ. Рибо.

Теорияустановки Д.Н. Узнадзе Пожалуй,стоит рассмотреть теорию, котораясвязывает внимание с понятием установки.Теория установки предложена Д.Н.Узнадзеи поначалу касалась особого родасостояния предварительной настройки,которое под влиянием опыта возникаетв организме и определяет его реакциина последующие воздействия.

Например,если человеку дать в руки два одинаковыхпо объему, но разных по весу предмета,то затем он будет по-разному оцениватьвес других, одинаковых предметов. Тотиз них, который окажется в руке, гдераньше находился более легкий предмет,на этот раз покажется более тяжелым, инаоборот, хотя два новых предмета насамом деле во всех отношениях будутодинаковыми.

Говорят, что у человека,обнаруживающего такую иллюзию,сформировалась определенная установкана восприятие веса предметов. Установка,по мнению Д.Н.Узнадзе, напрямую связанас вниманием. Внутренне она и выражаетсобой состояние внимания человека.

Этимобъясняется, в частности, то, почему вусловиях импульсивного поведения,связанного с отсутствием внимания, учеловека, тем не менее, могут возникатьвполне определенные психическиесостояния, чувства, мысли, образы. Спонятием установки в теории Узнадзетакже связано понятие объективации.

Она трактуется как выделение под влияниемустановки определенного образа иливпечатления, полученного при восприятииокружающей действительности. Этотобраз, или впечатление, и становитсяобъектом внимания (отсюда название —”объективация”). КонцепцияП.Я. Гальперина Интереснуютеоретическую точку зрения на вниманиепредложил П.Я.Гальперин.

Основныеположения этой концепции сводятся кследующему: Внимание является однимиз моментов ориентировочно-исследовательскойдеятельности. Оно представляет собойпсихологическое действие, направленноена содержание образа, мысли, другогофеномена, имеющегося в данный моментвремени в психике человека. По своейфункции внимание представляет собойконтроль этого содержания.

В каждомдействии человека есть ориентировочная,исполнительская и контрольная части.Эта последняя и представляется вниманиемкак таковым. В отличие от другихдействий, которые производят определенныйпродукт, деятельность контроля, иливнимание, не имеет отдельного, особенногорезультата.

Внимание как самостоятельный,конкретный акт выделяется лишь тогда,когда действие становится не толькоумственным, но и сокращенным. Не всякийконтроль следует рассматривать каквнимание. Контроль лишь оцениваетдействие, в то время как вниманиеспособствует его улучшению.

Вовнимании контроль осуществляется припомощи критерия, меры, образца, чтосоздает возможность сравнения результатовдействия и его уточнения. Произвольноевнимание есть планомерно осуществляемоевнимание, т.е. форма контроля, выполняемогопо заранее составленному плану,образцу. Для того чтобы сформироватьновый прием произвольного внимания, мыдолжны наряду с основной деятельностьюпредложить человеку задание проверитьее ход и результаты, разработать иреализовать соответствующий план. Всеизвестные акты внимания, выполняющиефункцию контроля как произвольного,так и непроизвольного, являютсярезультатом формирования новых умственныхдействий.

Н.Н. Ланге выделил такие основные подходык проблеме внимания: 1. Внимание как результат двигательногоприспособления. Раз мы можем произвольнопереносить внимание с одного предметана другой, то внимание невозможно безмускульных движений. Именно движенияприспосабливают органы чувств к условиямнаилучшего восприятия. 2. Вниманиекак результат ограниченности объемасознания.

Не объясняя, что они понимаютпод «объемом сознания» и какова еговеличина, И. Герберт и У. Гамильтонсчитают, что более интенсивныепредставления вытесняют или подавляютменее интенсивные. 3. Внимание какрезультат эмоции. Эта теория, особенноразвитая в английской ассоциационнойпсихологии, указывает на зависимостьвнимания от интересности представления.Дж.

Миль указывал: «Иметь приятное илитягостное или идею и быть к ним внимательным- это одно и то же». 4. Внимание какрезультат апперцепции, т. е. как результатжизненного опыта индивида. 5. Вниманиекак особая активная способность духа.Некоторые психологи принимают вниманиеза первичную и активную способность,происхождение которой необъяснимо. 6.

Внимание как усиление нервногораздражителя. – внимание обусловленоувеличением местной раздражительностицентральной нервной системы. 7.

Теория нервного подавления объясняетосновной факт внимания – преобладаниеодного представления над другим – тем,что лежащий в основе первого физиологическийнервный процесс задерживает или подавляетфизиологические процессы, лежащие воснове других представлений и движений,результатом чего является факт особойконцентрации сознания.

Источник: https://studfile.net/preview/3283726/page:5/

Чем рассеянность отличается от забывчивости

Мнимая рассеянность

Захлопнуть дверь и оставить внутри ключи, зайти на минуточку в фейсбук и сжечь кастрюлю супа, уехать на работу в домашних тапочках, постоянно терять очки и находить их потом в самых неподходящих местах. Это все рассеянность или забывчивость? И чем одно отличается от другого.

Еще до недавнего времени считалась, что забывчивостью в основном страдают пожилые люди. Все это называли признаками старческого слабоумия. А рассеянность обычно считали признаком гениальности.

Все не так. И забывчивости, и рассеянности подвержены люди разного возраста и разного интеллектуального уровня. Забывчивость — это расстройство памяти.

 Рассеянность — это расстройство внимания.

Рассеянность

Психологи выделяют два основных вида рассеянности внимания: подлинную и мнимую.

  • Подлинная возникает, когда есть какие-то проблемы со здоровьем: депрессия, бессонница, головные боли, сильное переутомление и хроническая усталость. Такое состояние еще иногда возникает от нудной монотонной работы. Во всех этих случаях люди с трудом могут сосредоточиться.
  • А мнимая рассеянность чаще всего возникает как раз по причине излишней сосредоточенности. Когда все мысли человека направлены на решение какой-то одной проблемы и все остальное просто перестает существовать. 

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Мнимую рассеянность принято, в свою очередь, делить на два вида: поэтическую и профессорскую.

  • При поэтической рассеянности человек витает в облаках.
  • При профессорской — не может отключиться от решения сложных задач. Профессорскую рассеянность еще называют рассеянностью гениев. Особенно часто ею страдают почему-то математики.

Великий немецкий математик Давид Гильберт был гением. Он разработал огромное количество фундаментальных идей во многих областях математики. В отличие от многих великих ученых, он был очень общительным, жизнерадостным и доброжелательным человеком. Но — как и многие великие — в быту был страшно рассеянным.

 Однажды Гильберты ждали гостей. Все было уже готово, стол накрыт. И тут жена Гильберта Кете заметила, что ее муж надел не вполне подходящий галстук. Она попросила Давида переодеться. Гильберт отправился в спальню, снял галстук, а затем, думая о чем-то своем, продолжил по инерции раздеваться дальше.

Он снял брюки, снял рубашку, надел пижаму и лег спать.

Похожую байку рассказывают про советского математика Лазаря Ароновича Люстерника. Однажды Лазарь Аронович вместе со своей женой Ираидой Фоминичной пошел в театр. Не потому, что любил большое искусство, а потому что жена настояла.

В антракте Ираида Фоминична попросила мужа спуститься в гардероб и принести ей платок. Лазарь Аронович взял номерок и отправился в гардероб. Пока шел, забыл зачем идет. Платок выветрился из головы, заполненной решением проблемы нелинейного анализа.

В гардеробе Люстерник отдал номерок, получил свое пальто, оделся, вышел на улицу, взял такси и поехал домой.

Еще один великий рассеянный — шахматист Михаил Таль. Он обладал феноменальной памятью. Знал семь языков. Помнил наизусть не только свои, но и тысячи чужих шахматных партий. Помнил, где они были сыграны, кем и когда.

За ночь Таль мог прочесть две толстенные книги, страниц по 600 каждая и запомнить текст почти дословно. Но во всем, что касалось быта, Таль был очень рассеянным.

Например, путал левый и правый ботинки, и потом жаловался жене Салли, что у него болят ноги…

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

Рассеянность, конечно же, не является признаком гениальности. Если вы каждый день теряете свои очки, не помните, куда положили ключи, или идете на Одессу, а выходите к Херсону, это еще не значит, что вам по силам доказать хотя бы одну из Millennium Prize Problems.

Но рассеянность точно также не означает, что у вас началась старческая деменция или имеются какие-то системные заболевания. Мнимая рассеянность — не врожденная черта, а приобретенная. А от всего приобретенного, как известно, можно избавиться.

Один из самых частых симптомов рассеянного внимания — это потеря мелких вещей в собственной квартире. 

Забывчивость

Забывчивость отличается от рассеянности причинами, симптомами и методами устранения. Одна из главных причин — суета.

Кстати, шотландские ученые предложили квалифицировать забывчивость, как заболевание, и назвали это расстройство памяти Busy Lifestyle Syndrome — синдром суетной жизни.

Обилие событий, информации (подчас подающейся агрессивно и навязчиво), необходимость одновременно держать в голове множество проблем приводят к тому, что наш мозг начинает сопротивляться и блокирует доступ к памяти, чтобы не «закипеть».

По статистике забывчивостью чаще страдают женщины, чем мужчины. Потому что им чаще приходится заниматься несколькими делами одновременно.

Еще одна из распространенных причин забывчивости — недосыпание. Мозгу не хватает времени на анализ и обработку информации, как следствие — снижается запоминание, память ухудшается.

Помимо внешних причин забывчивости, которые подсовывает нам жизнь или которые коллекционируем мы сами, существуют еще и внутренние.

В 2003 году французский биолог Изабель Мансуй с группой швейцарских биологов из Политехнической федеральной школы в Цюрихе открыла молекулярный механизм забывчивости.

Оказалось, что белковая молекула фермент протеинфосфатазы (PP1), которая присутствует в больших количествах во всех клетках нашего организма и в основном занимается регулированием развития и деления клеток, ходит «подрабатывать налево» и стирает информацию, поступающую в наш мозг.

 Не всю конечно! А только ту, которая поступает при интенсивном обучении. Почему-то ей не нравится глотать знания большими кусками, и она просто блокирует формирование памяти.

Преодолеть сопротивление «молекулы забывчивости» можно только одним способом — разбить урок на несколько частей. опубликовано econet.ru.

Marina Sobe-Panek

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/chem-rasseyannost-otlichaetsya-ot-zabyvchivosti

Забывчивость и рассеянность: причины и как с этим бороться? – Саморазвитие

Мнимая рассеянность

21.11.2019

Нарушение внимания и сопутствующие ему признаки могут доставлять сильный дискомфорт и мешать нормальной жизнедеятельности. Так что же представляет собой рассеянность и невнимательность с медицинской точки зрения, как проявляется это состояние и как с ним бороться?

Что такое внимание с точки зрения психологии

Внимание – это понятие когнитивной психологии, которое представляет собой степень процесса обработки конкретной информации, которую наш мозг получает из окружающей среды.

Благодаря внимательности обеспечивается успешное ориентирование субъекта в окружающем пространстве, а также за счет него обеспечивается полное и отчетливое отображение в психике. Объект внимания попадает в центр нашего сознания, остальные элементы воспринимаются слабо, не отчетливо, но при этом направление нашего внимания может изменяться.

Внимание бывает нескольких типов:

  1. Непроизвольного типа. Во время работы этого типа внимания человек не прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться, он даже не ставит перед собой цель.
  2. Произвольного типа. Во время этой разновидности человек прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться на определенном объекте.
  3. Послепроизвольного типа. Во время этого типа внимания характерно снижение волевых усилий, но при этом сохраняется цель быть внимательным.

Что такое рассеянность

Наличие этого нарушения в повседневной жизни могут привести к различным проблемам, а иногда к достаточно серьезным. Общение с такими людьми достаточно хлопотное, они не могут построить нормальных отношений и на работе им приходиться очень тяжело. Поэтому это состояние нужно лечить, чтобы оно не привело к более серьезным последствиям.

Разновидности нарушения

Рассеянное внимание может быть разных видов:

  • функционального вида;
  • поэтического вида;
  • минимального вида.

Функциональное расстройство внимания

Невнимательность этого вида может проявляться практически у любого человека в результате монотонного и однообразного рабочего процесса.

Это вид сбоя может проявиться из-за проблем со сном, постоянных головных болей, а также, если у человека имеются какие-нибудь болезни.

Минимальная рассеянность

Минимальная невнимательность и забывчивость обуславливается неумением сосредоточить свое внимание на важных объектах, из-за глубокого погружения в свои личные проблемы.

Данный тип нарушения возникает по причине того, что человек не может отвлечься от внутренних переживаний. Личные переживания отвлекают его от всего, что он делает.

Поэтическая натура летает высоко…

При данном нарушении внимания человек находится постоянно в состоянии мечтательности и фантазий. Это вид не имеет возрастных ограничений. Он относится в основном к людям, у которых творческий характер, для них нормально быть постоянно в задумчивости, поиске, осмыслении.

Разновидности проявлений

Синдром рассеянного внимания может проявляться по разному, а именно:

  1. Недостаточная концентрация — рассеянность. В результате этого нарушения происходит снижение способности к запоминанию увиденного или услышанного. Присуща людям, которые сильно чувствительны к различным условиям (состояние усталости, волнения, недосыпания).
  2. Ригидность – это медлительность, заторможенность, при которой наблюдаются проблемы с переключением от одной темы на другую. Данное состояние наблюдается у больных с эпилептическим синдромом, с состоянием гипомании, гебефрении.
  3. Неустойчивое — скачкообразное внимание. Для этого состояния характерно частое перескакивание с одной темы на другую, в результате этого возникают проблемы с памятью. Неустойчивость внимания часто возникает у детей, которые имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), что влечет за собой появление проблем с памятью, снижение успеваемости.

Рассеянность внимания — болезнь ли это, отвечает врач-психотерапевт:

Эх, рассеянным мне быть и невнимательным жить…

Рассеянность внимания могут вызвать различные причины. Для начала стоит выделить факторы физиологического, не патологического вида, которые провоцируют невнимательность, истощение, скачки и инертность внимания:

  1. На фоне возникновении физической и умственной усталости.
  2. При хроническом недосыпании, бессоннице.
  3. При профессии, которая требует выполнения одних и тех же монотонных действий или сосредоточивания на одном и том же объекте. Часто расстройство объема и ослабление внимания вызывает работа за конвейером, за рулем.
  4. Иногда у людей некоторых профессий, в процессе своей работы, вырабатывается привычка, при которой наблюдается сосредоточивание на предмете своих научных изысканий, что влечет игнорирование всего окружающего, это так называемая инертность внимания ( расстройство переключаемости). При этом память не страдает, наоборот она улучшается, просто люди, работающие в научной области или иной области, откидывают все не нужное и стараются удержать свое внимание на самом важном.
  5. Возрастные изменения. С возрастом, особенно у стариков за 70 ослабевают функции концентрирования внимания и возникает его расстройство.
  6. Иногда сильное волнение мешает сосредотачивать свое внимание, что влечет за собой состояние рассеянности.

Неврологические и другие нарушения

Рассеянность, забывчивость и невнимательность могут возникать из-за различных болезней и нарушений в организме:

  • во время проблем с кровоснабжением и питанием головного мозга, которые связаны с нарушениями сосудистого характера – атеросклероз, остеохондроз, дисциркуляторная энцефалопатия, артериальная гипертензия, вертебро-базилярная недостаточность;
  • разнообразные нарушения опухолевого характера, гидроцефалия;
  • заболевание Альцгеймера, деменция сосудистого характера;
  • различные проблемы психического характера – депрессия, состояние шизофрении, эпилепсия;
  • появление головных болей с различным характером происхождения – мигрень, гипертензия артериального типа, вегетососудистая дистония, состояние анемии;
  • проблемы со сном, состояние бессонницы;
  • состояние гипоксии;
  • факторы генетического типа;
  • если в организме наблюдаются проблемы с метаболизмом – сахарный диабет;
  • если в организме имеется нехватка полезных компонентов (железо, магний) или наоборот избыток (свинец).

Рассеянность и забывчивость у детей — главный признак СДВГ

Нередко рассеянность и забывчивость у детей и совсем еще молодых людей характеризуется в неумении контролировать себя. Внимание у ребенка зависит от многих психологических процессов, которые происходят в организме. В самом начале своего пути ему требуется мотивация и контроль со стороны родителей.

Рассеянность и неспособность к самоконтролю часто является одним из главных признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Если у ребенка имеется данное нарушение, то у него возникает рассеянность типа «порхающее» внимание. Главными особенностями этого состояния являются низкий уровень концентрации и быстрое непроизвольное переключение внимания.

Причины и симптоматика

Рассеянность и забывчивость у маленьких детей могут спровоцировать на первый взгляд безобидные факторы и причины:

  • различные консерванты, ароматизаторы, другие пищевые добавки, которые содержатся в большом количестве в современных деликатесах;
  • медикаменты, которые являются производными от салициловой кислоты;
  • если имеется повышенное влечение к сладостям;
  • проблемы с углеводным обменом;
  • возникновение аллергических проявлений на еду;
  • если имеется нехватка нужных химических компонентов для организма ребенка, особенно железа и магния;
  • если имеется повышенное содержание в крови тяжелого металла – свинца. Его избыток может привести к тяжелым патологиям ЦНС и к возникновению умственной отсталости.

Если у ребенка развивается СДВГ, то у него могут проявиться следующие симптомы:

  • состояние гипервозбудимости, неусидчивости, постоянной суеты;
  • часто переключается с одного занятия на другое, при этом предыдущее дело не доделывает до конца;
  • ребенок не может сконцентрировать себя на одном определенном задании;
  • у него плохая память, рваные движения, рассеянность и забывчивость.

Помимо этих симптомов стоит обратить внимание и на другие признаки:

  • ребенок не может сконцентрироваться на определенном задании, постоянно отвлекается от него;
  • часто теряет или забывает свои школьные принадлежности, вещи, игрушки;
  • постоянно отказывается от выполнения определенной работы, во время которой требуется концентрирование внимания и усидчивость;
  • возникновения проблем с успеваемостью из-за того, что ребенок не может завершить даже простые задания;
  • медлительность;
  • пребывает в постоянной мечтательности;
  • не слушает инструкции;
  • может быстро переключиться на другое задание, при этом, не выполнив до конца предыдущее.

Цели и методы диагностики

Первичный этап диагностирования при нарушениях внимания и рассеянности включает следующие обследования:

  1. Осмотр невролога. Во время обследования врач должен оценить состояние мелкой моторики, а также выявить невралгические симптомы.
  2. Проведение анкетирования с заполнением диагностической карты.
  3. Проведение нейропсихологического тестирования. Во время этого обследования оценивается уровень внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительного задания и другие состояния.

Помимо этого проводятся инструментальные обследования и сдаются лабораторные анализы:

Источник: https://donpi.ru/psihologiya/zabyvchivost-i-rasseyannost-prichiny-i-kak-s-etim-borotsya.html

ОСосудах
Добавить комментарий