Причины забывания

Процессы забывания с научной точки зрения

Причины забывания

Психология включает термины, которые определяют важные мыслительные и психические процессы. Забывание — один из таких процессов, который обычно путают с забывчивостью.

Часто он несет отрицательную нагрузку, однако, это далеко не то же самое — так как сравнивать их нельзя.

Процесс этот необходим, чтобы наш мозг мог правильно функционировать и работать, ведь перегрузка памяти чревата отрицательными последствиями, поэтому наряду с запоминанием параллельно происходит и процесс забывания.

Эббингауз о забывании

Немецкий психолог Герман Эббингауз в XIX веке открыл закономерность, с которой человек забывает. Благодаря экспериментам, которые психолог проводил всю жизнь, было установлено что процесс поддаётся конкретному закону. Кривая забывания Эббингауза и сейчас используется в современной психологии.

В ходе экспериментов выяснилось, что лучше человек запоминает информацию или материал, который располагается в начале и конце. Психолог экспериментировал с набором бессмысленных слов и отрывками из художественных произведений. И пришел к выводу, что осмысленная информация удерживается в памяти дольше и запоминается лучше, чем материал, не несущий никакой смысловой нагрузки.

Зависимость от характера информации и действий человека

Мы лишаемся способности воспроизводить и вспоминать усвоенную информацию — характер такой потери может быть мгновенный, но кривая эксперимента говорит, что он может идти и постепенно. Факторы, влияющие на забывание, различны (с одной стороны, зависят от качества, объема информации, с другой — от действий самого запоминающего):

  1. характер и содержание полученных сведений (кривая забывания показывает, что бессмыслица забывается почти мгновенно);
  2. объем;
  3. частота использования полученной информации (чем чаще нужны конкретные данные, тем лучше мы запоминаем);
  4. эмоциональность (отрицательные события, факты часто более весомы и важны, чем положительные).

Причины забывания (о последних в психологии единого мнения нет — теории забывания разные, основанные на различных причинах):

  1. Отсутствие подкрепления информации. В психологии процесс носит названия угасания навыка.
  2. Вытеснение (такого мнения придерживаются некоторые направления психотерапии, например, психоанализ — согласно психоаналитической теории, это результат работы защитных механизмов человека, которые стремятся оградить его личность от отрицательных воспоминаний, представляющих угрозу для психического состояния).
  3. Согласно когнитивному подходу, причины забывания и процесс механизма зависят от вида памяти. Те, кто поддерживают эту теорию, выделяют три вида:
    • очень непродолжительная (сенсорно-информационная, материал забывается почти тут же впоследствии быстрых процессов нервного распада);
    • кратковременная (ограниченная, объем запоминаемого зависит от повторения последнего);
    • долговременная (ничем не ограничена).

Прочитанный материал начинает забываться уже практически сразу после чтения. Кривая забывания, которую выстроил Эббингауз в ходе многочисленных экспериментов, свидетельствует, что процесс идет неравномерно.

Механически заученная информация забывается в течение первого дня (человек теряет 50 процентов материала), потом процесс этот замедляется. Спустя неделю он практически прекращается.

К концу месяца у человека в памяти, согласно теории забывания, остается только пятая часть полученного месяц назад материала.

Осмысленность и повторение против забывания

Законы забывания, согласно экспериментам Эббингауза, свидетельствуют об обратных действиях, которые помогают запоминанию материала.

Выше мы говорили, что информация без подкрепления (бессмыслица, негодная, пустая, сведения, которые ни разу не понадобилась) забудется быстрее, чем та, что несла смысловую или эмоциональную нагрузку для человека.

Также большие объемы материала не способствуют быстрому сохранению в памяти.

Получаемые данные и процессы забывания и запоминания похожи на принятие пищи. Тщательно разжеванная еда, принимаемая небольшими порциями (осмысленно и не спеша), встроится в ткани организма эффективнее, чем наспех проглоченных кусок, который еще и имеет привычку застревать поперек горла.

Человек, «поглощающий» информацию осмысленную, забывает иначе — медленнее. Если заученный материал периодически повторять, он усвоится еще лучше, а забывание практически прекратится.

Интересный феномен — закон реминисценции. Это явление, ещё малоизученное в психологии — самопроизвольное внезапное восстановление забытых фактов, событий в памяти индивида. Как и по каким причинам оно происходит ещё неясно.

Сазонов Михаил (3 , 4,67 из 5)

Источник: https://pamyatplus.ru/harakteristika/zabyvanie.html

Процесс забывания в психологии

Причины забывания

Мозг человека – величайшая загадка природы, каждую секунду в нем происходят миллионы разных процессов. Одна из удивительных способностей этого органа — запоминание, воспроизведение, узнавание, припоминание, забывание и сохранение различной информации. Все эти функции взаимосвязаны и составляют систему памяти человека.

Забывание – процесс, противоположный сохранению, основная его задача состоит в удалении невостребованной информации из памяти с целью сохранения гибкости нервной системы.

Если бы все полученные человеком знания сохранялись, то мозг не смог бы правильно функционировать. Часто забывчивость отождествляют с забыванием, однако это разные процессы.

Излишняя забывчивость может являться симптомом различных нарушений деятельности мозга или переутомления.

Теоретическое обоснование процесса

На сегодняшний день наиболее известным является разработанный еще в позапрошлом веке закон забывания Эббингауза. Проведя многочисленные эксперименты, ученый выявил закономерности забывания и построил кривую, описывающую изменение состояния памяти в зависимости от времени.

В общем виде закон забывания гласит, что мозг начинает терять новую информацию сразу же после заучивания. Далее процесс замедляется, и по истечении месяца сохраняется около 20% от первоначального объема полученных знаний.

Исследование касалось механической, то есть не несущей смысловой нагрузки информации. Так, Эббингауз использовал для экспериментов специальный набор слогов, состоящий из чередования гласных и согласных звуков.

Ученый заставлял подопытных запоминать слоги и повторять их через определенное время.

Исследования показали, что функция забывания изменяла свой вид, если подопытный получал знания со смысловой нагрузкой или целенаправленно повторял пройденный материал.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Деменция — это

Мотивированное забывание – вторая теория, объясняющая механизм утери мозгом воспоминаний. Согласно ей, главенствующая роль в процессах памяти принадлежит цели и мотивации человека. Зигмунд Фрейд, проведя исследования, выделил два момента:

1. Забывание впечатлений, переживаний – может выражаться, например, в случайной потере вещей, невозможности припомнить конкретные моменты жизни или людей, которых вы раньше знали. Основная мотивация мозга в этом случае – избавиться от отрицательной информации.

2. Забывание намерений – человек испытывает переживания от того, что он упустил что-либо. Например, ему предложили очень выгодное сотрудничество, но в силу обстоятельств он не смог достигнуть желаемого.

Фрейд предположил, что эти две группы причин объединяет мотив «неохоты» хранить воспоминания. Конфликтная информация как бы вытесняется в область бессознательного, чтобы не противоречить механизмам внутренней цензуры. Это своеобразный защитный механизм, как объясняет психология, в психологии сознания главная задача – не допустить конфликта с «Я» и «Сверх Я».

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Существуют когнитивные теории, разделяющие память на подструктуры. В каждой из них может храниться определенный объем информации в течение разного времени. Способы кодировки также сильно отличаются. Теория утверждает, что медленнее будет забываться информация, полученная в начале и конце обучения, быстрее – в середине.

Почему мозг «стирает» информацию

Ученые тщательно исследовали механизм памяти и пришли к выводу, что причины забывания можно разделить на несколько групп. Группа естественных причин связана с биологической функцией мозга. Суть заключается в том, что человек теряет плохо заученную информацию или не может вспомнить мимолетные размышления. Обычно стиранию таких воспоминаний способствует крепкий и здоровый сон.

Рекомендуем: Что значит: гипнопедия?

Неестественный или психологический характер забывания – это вторая группа, его причины связаны с различного рода травмами.

Мозгу свойственно терять воспоминания о негативных моментах жизни, это может касаться как неприятных мыслей, так и реальных событий, происходивших с человеком.

Благодаря быстрому забыванию мозг спасает себя от «перегруза» и «отключения». Называют и прочие причины, по поводу которых ученые не достигли единства мнений:

  • Отсутствует постоянное повторение информации.
  • Вытеснение как защитная функция памяти (например, амнезия).
  • Вид памяти, задействованный при запоминании информации (очень непродолжительная, кратковременная и долговременная).

Процессы, происходящие в человеческой памяти, очень похожи на пищеварение. Чем качественнее пища и чем тщательнее она пережевана, тем лучше работает пищеварительный тракт. Рассмотрим подробнее, каковы же основные формы забывания? Первая форма забывания выражается в том, что человек не может вспомнить или узнать, вторая – в том, что он неверно это делает.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Между первой и второй формой много промежуточных этапов. Например, при амнезиях человек может вспомнить длинное и сложное стихотворение и не может припомнить имен близких родственников или даже своего.

Характер формы забывания бывает разным: мозг может «скелетизировать» нужные данные в схему и отбросить все прочее, смешать новую и старую информацию, привести новые данные к устаревшим выводам.

Все перечисленные явления абсолютно нормальны для человеческой памяти.

Рекомендуем: Все про гипомнезию — нарушение памяти

Ученые выявили основные факторы забывания. Первый и самый важный из них – время. Чем дольше механически заучивался материал, тем быстрее он забудется.

Второй фактор – частота использования изученного материала: чем она выше, тем дольше и точнее человек способен воспроизводить данные.

Однако факторы, влияющие на забывание, действуют не одинаково на разные виды памяти – это одна из причин излечения от амнезии.

Как бороться с плохой памятью

Борьба с забыванием занимает умы многих ученых, ведь такую, казалось бы, незначительную проблему не решить с помощью записной книжки. Изучение механизмов воспоминания доказало, что проблема может быть решена за счет систематического развития памяти. Важное условие преодоления забывания – отсутствие психологических проблем, иначе все усилия будут потрачены впустую.

Внешние раздражители могут не только значительно ухудшать запоминание информации, но и нарушать образование временных взаимосвязей.

Причина – ретроактивное и проактивное торможение, поэтому при изучении различных видов материала стоит сделать перерыв при переходе от одного к другому.

Старайтесь выстраивать работу так, чтобы не изучать подряд сходные предметы, всегда уделяйте особое внимание середине текста, так как она запоминается гораздо хуже.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Кратковременное забывание – наиболее распространенное нарушение памяти, парадоксально возникающее в результате сильного желания вспомнить забытое. Причина состоит в перенапряжении корковых клеток, следствием которого становится невозможность запомнить информацию, если человек сильно утомлен.

После своевременного отдыха, как правило, память восстанавливается в прежнем объеме. Вот почему не стоит учить по ночам – эти знания будут воспроизводиться лишь отдельными частями или забудутся полностью.

Мнемотехника – один из приемов, способствующий улучшению глубокой памяти. Он основан на создании ярких образов путем ассоциации. Представляя себе предметы, которые нужно запомнить, человек как бы «протыкает» их, соединяя цепочкой. Техника довольно проста и эффективна, ею с легкостью может овладеть любой желающий.

Также может способствовать улучшению памяти учет особенностей процесса накопления и воспроизведения информации. Каждый человек имеет свои особенности, в том числе и уровень развития памяти. Поэтому если вы хотите улучшить свою память, перед обучением мнемотехникам пройдите психологическое тестирование, это позволит выявить слабые места и правильно выстроить план работы.

Случалось ли вам когда-нибудь забыть выключить утюг или плиту? Это верный признак того, что в повседневной жизни вы не используете свою память. Уделяйте внимание мелочам, постарайтесь запомнить номер машины соседа, количество ступенек на лестничном пролете, заметьте, сколько бабушек сидит на лавочке. Чем чаще вы будете обращать внимание на детали, тем меньше будете забывать.

Рекомендуем: Что такое гипермнезия?

Каждый студент сталкивался с тем, что если не прочитать перед экзаменом материал, то вспомнить его практически невозможно. Это один из секретов нашей памяти: не повторил, не пригодилось в повседневной жизни – значит, можно забыть. Поэтому основной принцип решения проблемы забывания заключается в выстраивании цепочки: выучил – повторил — повторил. Екатерина Волкова

Источник: https://www.grc-eka.ru/eto/zabyvanie.html

Забывчивость

Причины забывания

Забывчивость – это феномен, давно уже являющийся не редкостью в современных реалиях бытия. Ранее существовало воззрение, что забывчивости в основном подвержены пожилые лица. Но сегодня данное явление наблюдается даже у самых юных представителей социума. Работа мозга масштабна и поражает собственным многообразием.

Ведь «серым клеточкам» ежесекундно необходимо выполнять множество задач: контролировать, сортировать, анализировать, систематизировать, перерабатывать огромные потоки информации, отсеивая бесполезную и запоминая нужную, сохранять в глубинных ячейках памяти бесполезные сейчас, но возможно необходимые в отдалённом будущем сведения.

Событийный поток и информационный фонтан неиссякаемы, поэтому ячейки памяти переполняются, вследствие чего мозг нуждается в отдыхе. При отсутствии своевременной передышки возникает забывчивость.

Причины забывчивости

Частым истоком рассматриваемого феномена считается недосыпание. Нынешний ритм бытия не способствует полноценному ежедневному отдыху мозга, следствием чего становится плохая память, забывчивость.

Большинство людей современности, дабы добиться большего, улучшить жизнь, финансовое благополучие, удовлетворить собственные амбиции, обеспечить детей, работают сверхурочно, ночами, берут на дом несделанное за день.

Помимо того из-за тотальной нехватки времени вследствие профессиональной загруженности, работающие индивиды часто бытовые заботы решают ночами, а полновесному отдыху предпочитают развлекательные передачи, кинофильмы, сетевую паутину.

Также нередко дорога до места труда занимает более часа.

Все перечисленное просто «крадёт» у человека время, предназначенное для полноценного отдыха, что приводит к постоянному пребыванию детей 21-го столетья в атмосфере стресса.

Если подобное положение продолжается длительный период, то мозговые клетки страдают от хронического дефицита отдыха. Это негативно сказывается на когнитивных процессах.

Поэтому плохая память, забывчивость у взрослых прямо пропорциональны образу бытия.

Данная связь доказана множеством исследований, которые наглядно продемонстрировали, что регулярное недосыпание на протяжении недели порождает у молодых здоровых лиц нарушения памяти и сложности с запоминанием. Подобная реакция мозга медиками считается нормальной и легко корректирующейся при помощи полноценного сна.

Длительный сон не только не «ворует» такое необходимое время, но и содействует более результативному функционированию мозга, что позволит человеку выполнить больше умственных задач за более короткий промежуток времени на фоне сохранения здоровья и повышении стрессоустойчивости.

К другим частым причинам забывчивости относят также нарушение водного режима. При дефиците жидкости в организме, прежде всего, страдает мозг. Работоспособность мозга снижается даже при минимальной нехватке жидкости.

Нарушение водного режима часто наступает вследствие того, что на протяжении дня индивид, поглощая в бессчетных количествах кофе, газировку, ошибочно полагает, что восполняет необходимую суточную норму жидкости. В действительности это совсем не так.

Для нормального функционирования систем организма необходима чистая негазированная вода, рассчитанная в соответствии с массой человека и режимом жизнедеятельности.

Помимо того, забывчивость у взрослых нередко является следствием постоянно присутствующих стрессоров. Это обусловлено перегрузкой мозга и утратой нервными клетками полезных веществ, которые словно сгорают, вследствие чего клеткам неоткуда брать энергию для функционирования.

Устойчивая тяга сделать стройнее стан при помощи диет тоже зачастую может породить забывчивость, поскольку нарушается сбалансированность питания. Ведь чаще всего барышни, грешащие строгими ограничениями в режиме питания, резко снижают потребление углеводов и жиров, приводя тем самым мозговые клетки в «шоковое» состояние, для которых жирные кислоты и глюкоза являются источником энергии.

Потребление спиртосодержащих жидкостей и табакокурения тоже могут вызывать забывчивость, поскольку отравляют серое вещество, порождают спазм капилляров, тормозят мыслительную деятельность, понижают скорость восприятия.

Помимо перечисленных факторов, забывчивость могут вызывать некоторые патологические состояния: хронические интоксикации, опухолевые процессы в мозге, депрессии, синдром хронической усталости, травмы мозга, атеросклероз сосудов, различные инфекции, воспалительные процессы. Если описываемое отклонение порождено одним из приведённых недугов, то после излечения от основной хвори исчезнет и забывчивость.

Отдельно стоит остановиться на болезни Альцгеймера, считающейся сегодня неизлечимым недугом. От данной хвори страдают чаще всего пожилые лица, но порой недуг поражает и людей среднего возраста (сорокалетних и старше).

Главным симптомом описываемого заболевания является нарастающее ослабление памяти и ухудшение функционирования ЦНС. Достоверно установить факторы, воздействующие на зарождение недуга, сегодня учёным не удалось.

Однако они полагают, что угасание работоспособности нейронов спровоцировано понижением концентрации нейротрансмиттеров – веществ, ответственных за транспортировку информации. Нейротрансмиттеры продуцируются из аминокислот в мозге.

Таким образом, когнитивные процессы, которые включают и память, напрямую зависят от правильного метаболизма, здоровой жизнедеятельности и питания.

Что делать, если настигла забывчивость

Дабы определиться с возможной коррекционной стратегией, если вдруг слабая память и забывчивость стали неизменными спутниками повседневной жизни, необходимо вначале установить фактор, спровоцировавший данное состояние.

С этой целью рекомендуется собрать больше информации о собственном здоровье, исключить имеющиеся хвори из возможных причин, порождающих забывчивость (например, деменцию, травмы мозга, алкоголизм, сосудистую недостаточность мозга), пройти лабораторное обследование, выявить связи (если имеются) между перенесёнными ранее недугами и снижением когнитивных функций.

Также существует ряд фармакопейных препаратов, способных вызывать ослабление познавательных процессов, например, лекарственные средства класса бензодиазепины.

Именно поэтому, прежде чем приступать к коррекции забывчивости, следует исключить вышеприведенные факторы, иначе все действия могут быть напрасными или даже вредоносными.

Ведь побочные эффекты, порождённые приёмом медикаментов, носит обратимый характер, а ухудшение когнитивных функций, вызванное отдельными патологическими процессами, ликвидируется, если устранить основной недуг.

Также в процессе диагностических изысканий крайне необходимыми считаются биохимические анализы, позволяющие обнаружить гормональный сбой, метаболический дисбаланс, недостаток микроэлементов и дефицит витаминов. Если в результате проведённого анализа не обнаружено серьёзных нарушений, то лечение забывчивости в этом случае не понадобится.

Как ещё можно бороться с забывчивостью? Дабы избавиться от рассматриваемого отклонения, не порождённого серьезными патологиями, необходимо зарядиться хорошим настроением. Исследования показали, что люди, постоянно пребывающие в плохом расположении духа, чаще страдают забывчивостью, нежели позитивные личности.

Оптимизировать мозговое кровообращение, что позволит ликвидировать рассеянность и улучшить память, поможет спорт, способствующий устранению напряжения и корректировке клеточного питания.

Многочисленные научные изыскания показали, что лица, систематически практикующие кардио-упражнения с юных лет, к среднему возрастному периоду могу похвастаться лучшей памятью, нежели лица, пренебрегающие спортом.

Именно физические нагрузки позволяют людям избежать снижения когнитивных процессов в будущем, поскольку они способствуют повышению частоты сокращений миокарда и увеличению притока к серым клеточкам крови, снабжающей их необходимыми продуктами для жизнедеятельности.

Помимо спорта, сбалансированное питание сегодня – это также наиэффективнейшее «лечение забывчивости», поскольку работоспособность мозга напрямую зависит от клеточных метаболических процессов.

Рекомендуется систематически включать в рацион вещества, вызывающие положительные ощущения и укрепляюще воздействующие на ЦНС. К природным антидепрессантам, устраняющим нервное напряжение и улучшающим настрой, относят:  хурму, виноград, айву, бананы, сыр, помидоры, базилик, сельдерей.

Даже при отсутствии ощущения голода, не рекомендуется пропускать приёмы пищи. Лучше съесть свежий фрукт, орешки, овощи или выпить чаю. Легкий перекус способствует восстановлению уровня концентрации в крови сахара, который непосредственно влияет на интеллектуальную  активность.

Полезным будет прием витаминных комплексов, содержащих витамины В-группы (так, например, В1 способен активизировать нервную деятельность, устранить апатию и раздражительность, повысить внимание, а В6 – обеспечивает глюкозой нервные клетки, что повышает их готовность противостоять забывчивости и усталости) и аскорбиновую кислоту,  увеличивающую работоспособность, снижающую нервное перенапряжение, повышающую иммунитет.

Люди ощущают усталость, лёгкую сонливость и рассеянность вследствие обезвоживания организма. Поэтому порой для «оптимизации» собственной памяти вполне достаточно увеличить суточное потребление воды.

Некоторым лицам помогает справиться с проблемами запоминания погружение в Морфеево царство, поскольку забывчивость может быть спровоцирована обычным недосыпом. Поэтому для таких людей рецепт банален – необходимо всего-навсего отправляться спать пораньше, нежели привыкли.

 У отдельных лиц проблема не со временем отхода в Морфеево царство, а с засыпанием. Дабы улучшить данный процесс рекомендуется избежать употребления кофеина и спиртосодержащих жидкостей перед отходом ко сну, также не следует смотреть телепередачи за два часа до сна.

Оптимальным будет прогулка за пару часов до погружения в царство грёз, медитация или иной вид расслабления.

Чтобы лучше запомнить нужную информацию, рекомендуется глубже в неё вникать, дабы она словно «отпечаталась» на подкорке.

Также можно задействовать ассоциативную память, то есть связать информацию между собой или переложить в стихотворный вид.

Лучше всего запоминаются события, вызывающие яркий интерес, то есть эмоциональный отклик, поэтому необходимо прибегать к эмоциям, когда необходимо отложить в памяти определённую информацию.

Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник: https://psihomed.com/zabyvchivost/

Что такое забывание в психологии? Понятие, причины, предупреждение

Причины забывания

Что такое забывание в психологии? Оно является одним из основных процессов памяти. К ним также относится запоминание и воспроизведение, сохранение и узнавание. Они неразрывно связаны между собой, что означает, что ни один из них нельзя воспринимать отдельно от другого.

Но темой данной статьи является непосредственно забывание. Будут рассмотрены его причины, особенности и протекание самого процесса, факторы, на него влияющие, виды, рекомендации по борьбе с этим явлением.

Что такое забывание?

В психологии принято давать следующее определение забыванию. Это потеря возможности воспроизведения и узнавания ранее запомненного.

Одна эта дефиниция уже дает понять, что забывание зависит как минимум от трех процессов, указанных выше. Наиболее тесно его связывают с запоминанием. Это легко объясняется: одно невозможно без другого.

Пока информация не запомнена, ее нельзя забыть. Это очень важный момент для идентификации процесса.

Классификация

Существует две равнозначных классификации забывания, каждая составлена по своему признаку.

По первой выделяют явление частичное (это означает, что такое забывание в психологии трактуется неполным или ошибочным воспроизведением ранее запомненного) и полное (абсолютную потерю информации). Считается, что забывается то, что мозг (сознание) фильтрует как незначительное, неважное.

Вторая классификация определяет временное (объясняется торможением нервных связей) и длительное (их угасание) проявление рассматриваемого процесса.

Почему оно возникает?

В общем случае причины забывания делят на две отдельные группы. Первая рассматривает данный процесс как естественный.

Это, к примеру, плохо запомненная информация или забытые вечерние мысли, которые человек обдумывал непосредственно перед тем как лечь в постель.

Также нам свойственно забывать плохие воспоминания: сон отлично стирает их из памяти. Отсюда и пошла поговорка: “Утро вечера мудренее”.

Вторая группа менее масштабна. По существу, это все случаи неприродного забывания: например, следствия психологических проблем. Но и эта причина основана на принципе того, что человек чаще говорит “я забыл” по поводу неприятностей, а не радостных событий.

Процесс забывания

Процесс забывания имеет неравномерный характер. “Не помню” – это утверждение того, что информация не может быть воспроизведена. Но психологам свойственно рассматривать не уже совершенный процесс, а то, каким образом он происходил.

Тенденция забывания такова, что сначала оно идет быстрыми темпами, а затем все медленнее. На примере запоминания чего-либо: в первые 5 дней заучивания данные будут стираться скорее, чем по истечении этого срока. Конечно, стоит учитывать и то, что память у всех разная, и потому такие строгие рамки определяют еще не все.

Особенности забывания

Интересной особенностью забывания является улучшенное отсроченное воспроизведение: то есть наиболее точно заучивание проявляет себя спустя пару-тройку дней. Это явление в психологии называют реминисценцией.

Забывание как основная проблема памяти человека

Механизмы памяти часто связывают с запоминанием. Но некоторые ученые утверждают, что для того, чтобы она была изучена в полной мере, стоит сосредоточиться именно на забывании, а не запоминании.

Механизмы забывания

На вопрос о механизмах забывания существует сразу несколько ответов.

Первый из них не является даже по сути забыванием: человек утверждает: “Я забыл” не потому, что информация стерлась из его сознания, а потому, что она и не была туда помещена.

В тот момент, когда данные передавались, они не были услышаны, приняты во внимание, а вследствие и запомнены.

Пример: ученик на уроке, который совершенно искренне не помнит о том, что задали в прошлый раз, тогда, когда это говорилось, отвлекался на что-то другое: например, на товарища по парте.

Второй ответ ставит ударение на мимолетных событиях. Это полученная информация, но она в итоге так и не была передана ни в кратко-, ни в долговременную память. Скорей всего, мозг счел ее не столь значительной, и в большей степени так и есть.

Классификация причин забывания

Чуть ранее в этой статье уже были рассмотрены две большие группы причин забывания. Но специалисты также выделяют и основные из них, конкретизированные.

Вытеснение

Вытеснение – вид забывания, происходящего исключительно на подсознательном уровне. Оно становится инструментом адаптации, когда человек неосознанно блокирует ужасные воспоминания, которые могут травмировать его. По мнению Фрейда, глубоко в подсознании эта информация остается, и ее можно “вытащить” оттуда при помощи гипноза или выявить в сновидениях.

Амнезия, крайняя степень рассматриваемого вида, определяется как психическое расстройство. Она характеризируется полной или частичной потерей личных воспоминаний.

У амнезии есть свои интересные особенности: известно, что хотя человек и не помнит, кто он есть, привычки и умения у него остаются.

Это означает, что жертв амнезии не требуется заново учить писать, читать, одеваться, есть и готовить себе пищу.

Формы амнезии

Истеричная амнезия является самой известной из форм данного психического расстройства. Она не вызывается физиологическими или органическими причинами. Зачастую такая амнезия есть часть посттравматического синдрома.

Кроме того, она временная, а значит, память человека в скором времени полностью восстанавливаются.

Кроме того, при лечении такой амнезии врачи, родные и близкие пострадавшего способствуют ему: назначаются специальные медикаменты, окружающие рассказывают о прошлом, человек привыкает к тому, кто он, постепенно вспоминая это.

Физиологические причины амнезии – это алкоголь и различные психотропные и наркотические вещества, заболевания и травмы, в особенности, повреждения мозга. Такое забывание может быть как временным, так и длительным. Его называют органической амнезией.

Рассеянность и забывчивость в быту – признаки амнезии у людей преклонного возраста. Это детальное воспроизведение прошлого, но крайне пространное ориентирование в настоящем.

Такая форма амнезии, которая чаще всего оказывается постоянной, называется глобальной деменциальной. Психологи соотносят ее с законом Рибо, или законом обратного хода памяти. Также актуально название – закон регрессии.

Он назван так в честь психолога, который его сформулировал еще в девятнадцатом веке. Закон Рибо характерен для пожилых людей или пациентов с определенными болезнями. Забывание (разрушение воспоминаний) начинается с недавних вещей, все более и более поражая прошлое.

Последний этап – забывание привычек, навыков и умений. Этот процесс касается разрушения личности и инстинктивной памяти – самой стойкой ее части.

Если забывание по закону Рибо происходит вследствие болезни, оно поддается лечению, причем в том порядке, в котором наблюдается потеря воспоминаний. Однако если причина – старость, то остается только поддерживать текущее положение вещей (регрессия продвигается в медленном темпе).

Интересно, что, несмотря на то, что СМИ часто освещает случаи амнезии, встречается она далеко не так часто, как можно было бы подумать. В случаях забывания она и вовсе занимает малый процент.

Подавление – вторая основная причина забывания. В отличие от вытеснения, она, в свою очередь, сознательна. Человек может пытаться забыть человека или событие, поступок, о котором он жалеет и действие, за которое ему стыдно, и т. п.

Угасание и искажение

Как угасание, так и искажение встречаются куда чаще, чем подавление или вытеснение.

Невостребованные знания рано или поздно начинают угасать: к примеру, человек знает, что какой-то момент уже сохранен в памяти его телефона, а значит держать это в своей памяти уже не столь важно, достаточно только понимать, где эта информация.

Навыки и умения почти не подвержены угасанию, в отличие от конкретных данных. Кроме того, известно, что чем раньше получены знания, тем лучше они запоминаются.

Пример: выученный в раннем детстве иностранный язык останется в памяти прочнее, чем будь он изучен в подростковом, а то и в зрелом возрасте.

Однако угасание нельзя однозначно считать основной причиной забывания. Ведь часто случается так, что человек без уловок говорит “не помню” о значимых вещах, используемых им не единожды, а в то же время бесполезные мелочи находятся в его сознании постоянно.

Интерференция

Искажение, или интерференция, – это смешивание новых событий (данных, знаний, информации) со старыми воспоминаниями. Это приводит к последующему частичному забыванию. Кроме этого, интерференция также мешает запоминанию.

Нетрудно заметить, как связаны между собой запоминание и забывание. Даже факторы, влияющие на них, порой аналогичны, связаны или взаимно порождают друг друга.

Конкретно в данном рассматриваемом случае важны таких два фактора, как проактивная и ретроактивная интерференция.

Ретроактивная интерференция

Ретроактивная интерференция – это явление, при котором при получении новых знаний блокируется воспроизведение старых. При этом данные должны быть схожи чем-то между собой: например, два иностранных языка.

Человек, знающий английский и приступивший к изучению немецкого столкнется с трудностями воспроизведения английских слов, которые совсем недавно не вызывали у него никаких проблем.

В то же время немецкие аналоги будут вспоминаться гораздо проще.

Еще один пример: подготовка к экзаменам. Ретроактивная интерференция не станет помехой, когда изучаются одновременно физика и химия, а вот одна за другой прочитанные темы по экономике вполне могут блокировать друг друга.

Проактивная интерференция

Проактивная интерференция – явление, противоположное предыдущему. В этом случае старые знания, напротив, мешают усвоению новых. Они смешиваются между собой и искажаются.

Проактивную интерференцию легко рассмотреть на примере заучивания параграфа: начало легко запоминается вследствие эффекта первичности, конец – потому, что знания свежи и их легко достать их памяти, они, так сказать, на поверхности. А вот середина либо исказится, либо вовсе сотрется. На нее-то в большей мере и повлияет проактивная интерференция.

Психологические теории о забывании

Процессы памяти в психологии объясняются ассоциативными связями и мышлением. С этой точки зрения, забывание представлено как распад ассоциаций. Для поддержания целостности связей рекомендуется повторение и использование запомненной информации.

Как уменьшить забывание?

Рекомендации по борьбе с забыванием при попытке заучить информацию следующие:

  • При запоминании необходимо осмысливать информацию (исходя из указанного выше вывода, сделанного Г. Эббингаузом). То есть, если необходимо что-то запомнить, лучше воспользоваться старой доброй мудростью – лучше учить это и понимать, а не зубрить.
  • Повторение информации, причем время между заучиванием и первым повторением должно составлять не менее сорока минут. Количество повторений максимально в первые дни и постепенно уменьшается.

Рекомендации наводят на мысль, что для качественного запоминания и во избежание забывания для усваивания информации необходимо уделять времени больше, чем один день. “Победа любит подготовку”, качественную и длительную.

Забывание: а так ли это плохо?

На вопрос, что такое забывание в психологии, дается очень точный и научный ответ без эмоциональной окраски, только дефиниция. Но если спрашивать о нем у простого обывателя, он придаст ему также и свое отношение, и чаще всего негативное.

Мы считаем, что память, забывание – понятия противоположные. Помнить – хорошо, не помнить – плохо. Конечно, забывание может вызывать трудности и препятствия, но в нем есть и положительные стороны.

Подобно жесткому диску, человеческая память очищается, что дает больше пространства для новой информации. Более того, как было рассмотрено выше, такие явления, как амнезия, могут быть полезны, так как блокируют воспоминания, травмирующие сознание.

В конечном итоге все процессы памяти помогают четко функционировать этому сложному механизму, включая и запоминание, и забывание, и узнавание, и воспроизведение.

Человеческий фактор

Забывание в психологии изучается в связи с остальными процессами памяти, но все-таки в общем смысле. Законы забывания работают с определенной, но не абсолютной точностью.

Важен человеческий фактор: у кого-то память лучше, у кого-то хуже.

Некоторые методики и инструкции приходится “подгонять под себя”, учитывая особенности организма и мышления, вот почему забывание – процесс, свойственный всем, становится индивидуальным для каждого.

Источник: https://FB.ru/article/223292/chto-takoe-zabyivanie-v-psihologii-ponyatie-prichinyi-preduprejdenie

ОСосудах
Добавить комментарий